• 89.51
  • 97.09
  • 0.97
  • 0.2

ИАЦ "Кабар": 27-летие Кыргызстана. Внешняя политика

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

31 августа Кыргызстан будет праздновать День независимости. Ровно 27 лет назад Кыргызстан стал самостоятельным государством, который пошел по своему пути развития – представил миру свой гимн, флаг, Конституцию и собственную валюту. Наряду с этим республика стала участником международных процессов и начала выстраивать собственную внешнюю политику. О том, что произошло во внешней политике с момента обретения Независимости и том, как она менялась в последние годы рассказал политолог, член Кыргызского совета по международным отношениям и безопасности Эдил Осмонбетов.

Картинки по запросу осмонбетов кабар

По наблюдениям политолога, за 27 лет, начиная с 1991 года и по сегодняшний день во внешней политике Кыргызстана было множество интересных ситуаций.

«Когда мы только установились, как суверенное государство, республика была признана сначала Турцией, а затем США. Кыргызстан стал субъектом международного права и был признан ведущими странами мира: начали открываться посольства, шел важный процесс международного признания Кыргызстана», - напомнил политолог.

За прошедшие 27 лет, говорит он, Кыргызстан смог сохранить и продолжить до сегодняшнего дня особую модель политического и экономического развития. Также Кыргызстан старался строить демократическое государство, основанное на принципах либеральной экономики. И за 27 лет эти процессы имели разные виды, но в любом случае, говорит политолог, это все позволило развитию национальной государственности, как страны. «Плюс мы стали членами ООН, и количество стран, признавших Кыргызстан за это время увеличилось», - отмечает эксперт по международным делам.

Самое главное, говорит Осмонбетова – это то, что за 27 лет Кыргызстан получил статус островка демократии в Центральной Азии и в СНГ. Это, по его словам подтверждает то, что начиная с 1991 года и по сей день Кыргызстан был и остается пионером во многих политических инновациях, реформах и многих процессах, которые имели место быть. В качестве примера политолог привел ввод национальной валюты в 1993 году, проведение торжеств по случаю празднования кыргызской государственностью, 1000-летия Манаса и многие других процессы, которые потом испытывались многими странами на примере Кыргызстана.

Кроме того, Кыргызстан, по наблюдениям члена Кыргызского совета по международным отношениям и безопасности, пошел по совершенно другой модели развития в Центральной Азии. «Мы выбрали путь демократического развития процессов. Кыргызстан выбрал разные модели политического развития, а сейчас строит парламентскую республику. Наша страна обладает уникальным опытом для всех стран региона и Кавказа - это политические инновации, реформы, как проводить парламентские выборы и сохранять права человека», - делится Осмонбетов.

Как отметил политолог, для многих стран региона это еще предстоит пройти и они могут воспользоваться опытом Кыргызстана, чтобы не делать тех ошибок и преодолеть всевозможные трудности, которые могут оказаться у них на пути.

Учитывая то, что в Центральной Азии происходит естественное геополитическое движение, идущее без внешних игроков и начавшееся в 2018 году, политолог подчеркивает, что это яркая демонстрация того, что регион начинает делать первые шаги. В чем, по словам эксперта по международным отношениям, есть большая роль Кыргызстана.

Объясняя причины Осмонбетов указывает на тот факт, что в том случае если в 2017 и в 2018 гг. республика не пошла бы на улучшение отношений с Узбекистаном и другими странами региона, то не было бы сегодня той Центральной Азии, которую все видят.

«Другими словами, мы приобрели статус страны региональной значимости. В этом плане мы стали геополитическим игроком. И мы очень сильно помогаем странам Центральной Азии, чтобы регион стал субъектом международного права», - говорит он.

При этом, политолог обратил внимание на интересные процессы, происходящие в настоящее время в регионе. Это, по словам Осмонбетова, и участившиеся взаимные госвизиты глав государств региона, Саммит в Астане, который теперь будет проходить ежегодно, поездка главы Кыргызстана в Туркменистан, заседанием МФСА, где Кыргызстан выразил свою позицию и многое другое. «Все это говорит о том, что регион ищет свою роль, и в период глобализации в Центральной Азии происходит регионализация. Все страны мира сейчас создают блоки по регионам и наш регион в настоящее время на этом пороге. И если мы будем единым регионом, выработаем хотя бы одну или две общие повестки дня для всего региона, то конечно геополитический вес будет значительно выше», - говорит Осмнобетов

Как еще раз повторил политолог, во всем этом есть большая заслуга Кыргызстана, поскольку республика предлагает такие идеи, которые не смогли бы предложить многие другие страны.

Говоря о перспективах 27-летнего развития региона и Кыргызстана, член Кыргызского совета по международным отношениям и безопасности указывает, что 2019 год для всего региона станет определяющими. Причина, по его наблюдениям в том, что Кыргызстан будет председательствовать в ШОС, который увеличился за счет присоединения Индии и Пакистана, Узбекистан будет Генеральным Секретарем в ШОС, а Казахстан – непостоянный член безопасности ООН, который еще в январе занимал пост председателя этого Совета. «То есть это уникальная ситуация, когда из одного близкого региона сразу три страны представлены в международных организациях. Есть уникальная возможность, чтобы Центральная Азия вышла на совершенно новый уровень и использовала все рычаги и инициативы, чтобы сделать Центральную Азию более субъектным регионом и в то же время миролюбивыми, высокозначимым в геополитическом значении», - говорит Осмонбетов.

Возвращаясь к достижениям Кыргызстана за прошедшие 27 лет политолог отметил, что республика смогла показать всему миру, что Кыргызстан – островок демократии, а проводимая страной в течении 27 лет внешняя политика оправдала себя. Причина в том, что страны Запада и другие страны мира при упоминании Кыргызстана четко определяют республику, как островок демократии. «И во время визита главы государства в ЕС было подтверждено, что Кыргызстан является уникальной страной, островком демократии и страной примером для других стран», - напомнил эксперт по международным делам.

Тем более, говорит он, что Кыргызстан в настоящее время строит парламентскую республику, что еще больше придает уникальности государству, поскольку страна находится в окружении других стран региона, имеющих совершенно другие политические модели.

«Кыргызстан строит совершенно иную модель, которая ближе для более развитых в политическом плане стран Запада и некоторых стран Азии», - отмечает он.

Поэтому, считает политолог, для развитых государств мира это уникальный случай, и поэтому они воспринимают Кыргызстан в качестве страны, которая в этом смысле является политическим центром в Центральной Азии. «Развитые в демократическом плане страны считают, что мы можем генерировать новые политические идеи. Ни одна страна региона этого не делала, а мы ищем новые модели, строим парламентскую республику, проводим ограниченные по срокам выборы. В этом отношении мы можем говорить, что Кыргызстан является таковым политическим центром региона», - подчеркивает эксперт по международным делам.

Говоря о минусах, которые необходимо преодолеть Кыргызстану политолог указал на отсутствие связей с США. А именно кыргызско-американские отношения, которые застопорились в 2014 году из-за разрыва двустороннего соглашения с США.

«Надо понимать, что Америка - это сверхдержава, которая сыграла большую роль в становлении современного Кыргызстана. Она первая признала нас, первой открыла посольство в Бишкеке, и помогла в 1993 году, когда у нас были проблемы с хлебом, организовав продовольственный караван. В 2018 году необходимо преодолеть это, чтобы у нас были нормальные, полноценные отношения с США в виде межправительственного соглашения», - считает политолог.

Кроме того, Осмонбетов указал, что остальные страны Центральной Азии работают с США и получают от этого выгоду, а Кыргызстан к сожалению не может работать с Америкой, что и является большим минусом во внешней политике государства.

Также по мнению члена Кыргызского совета по международным отношениям и безопасности, Кыргызстану необходимо выработать собственный национальный интерес. И когда будет определенность в том, в чем этот интерес, то остальные интересы будут выстроены и всем будет понятно куда двигаться и, что делать.
Осмонбетов также напомнил и о том, что за 27 лет Кыргызстан сыграл свою миротворческую роль: Страна была площадкой для Таджикистана, для Армении на одном из этапов переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию. «У Кыргызстана имеется естественный пример миротворца. Другие страны региона также пытаются сделать это, но у них не всегда это получается. Причина в том, что нужна особая аура и особое восприятие. И вот этот опыт миротворчества, примирения враждующих сторон у нас есть и мы играли достаточно большую роль в свое время», - напомнил он.

Другим вопросом по наблюдениям члена Кыргызского совета по международным отношениям и безопасности, который также необходимо решать в дальнейшем является одновекторность. По словам Осмонбетова, прошли времена, когда страна ориентировалась только на одну сторону или страну.

«Но в современном мире нужно иметь и менять отношения со всеми странами, всем миром. И благодаря многовекторности мы могли бы сбалансированно строить отношения и тогда была бы большая стабильность, и за счет третей стороны мы не попадали бы в определенные трудности», - говорит он.

Говоря про защиту национальных интересов политолог отметил, что за 27-летний период независимости Кыргызстан научился этому.

В качестве примера Осмонбетов привел последние события - кыргызско-туркменские отношения и визит главы государства в Туркменистан. По его словам, данный визит сыграл очень большую роль, в том плане, что в Туркменистане позиция Кыргызстана по сохранению Арала была еще раз выверенная и четкая. Объясняя взаимосвязь защиты интересов и проблемы Арала эксперт по международным делам привел в пример тот факт, что проблема Арала, которая является большой проблемой Узбекистана, Казахстана и Туркменистана касается этих стран, поскольку они должны рационально использовать воду и аккумулировать средства. И Кыргызстана, несмотря на различного рода критику в свой адрес и соблюдение взятых на себя обязательств и исполнение соглашений по водопользованию и прочим обязательствам предложил реформировать Фонд по спасению Арала. «Есть мировой рейтинг «расточителей воды», согласно которому в 5-ку расточителей воды входят – Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. Но вот вопрос рационального использования воды и критика Фонда по спасению Арала – правильная позиция. Нужно реформировать Фонд. И получается так, что часть стран, получавшая средства по линии спасения Арала, использовали эти средства на свои внутренние нужды. И в этом случае позиция Кыргызстана относительно необходимости реформирования Фонда говорит о защите своих национальных интересов», - отмечает политолог.

И в заключении Эдил Осмонбетов указал на необходимость сказать, что в последующем все смогут увидеть совсем другую Центральную Азию, поскольку в регионе благодаря участию всех стран, особенно Кыргызстана и Узбекистана происходят тектонические сдвиги.

«Тем более, что между странами региона нет каких-либо серьезных противоречий, которые были раньше. Как мы видим все вопросы, касающиеся границ, торговли, транзита и взаимоотношений, сейчас решаются без посредников», - говорит он.

Исторически, культурные, языковые связи, опыт совместного проживания также дают возможность, по словам политолога к дальнейшему установлению и углублению более прочных связей между странами ЦА. «И это мы должны передать другим странам мира. Но с учетом национальных интересов Кыргызстана. Наша страна в этом плане играет большую роль. Потому, что без Кыргызстана и Узбекистана невозможно переформатировать или интегрировать пространство ЦА. Мы обладаем уникальной геполитической позицией, в том плане, что Узбекистан, гранича со всеми пятью странами региона, не имеет выхода в Китай, а мы имеем прямой выход на вторую экономику мира и транзитные возможности. Поэтому, это очень интересно и другим странам региона», - заключил член Кыргызского совета по международным отношениям и безопасности Эдил Осмонбетов, добавив, что у государства есть еще один опыт, которого нет ни у одной другой страны региона - отношения со всеми странами мира, что нужно также возрождать.

ИАЦ «Кабар»
Эрмек Абдрисаев

Комментарии

Оставить комментарий