В текущем году состоялись все запланированные заседания высших органов СНГ – Совета глав государств 28 сентября в Душанбе, Совета глав правительств 1 июня в Душанбе (очередное запланировано на 2 ноября 2018 года в Астане), Совета министров иностранных дел 6 апреля в Минске и 27 сентября в Душанбе. Проводятся ежемесячно заседания Совета постоянных полномочных представителей при уставных и других органов СНГ.
Подводя итоги заседаний можно с уверенностью констатировать заинтересованность государств – участников СНГ в дальнейшем развитии и всестороннем укреплении сотрудничества. Свидетельством этого является довольно насыщенные повестки дня заседаний высших органов СНГ, охватывающих широкий круг вопросов сотрудничества в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной областях, а также в сфере безопасности.
Сегодня очевидно, что сложившийся за 27 лет существования СНГ формат взаимодействия позволяет сохранить широкий круг участников. В СНГ в отличие от других интеграционных объединений на постсоветском пространстве отсутствуют наднациональные функции регулирования процесса интеграции, создан довольно гибкий механизм сотрудничества. На уровне глав государств в СНГ создана уникальная диалоговая площадка, где стороны могут обменяться мнениями как по вопросам сотрудничества в СНГ, так и по международной проблематике.
Сильной стороной СНГ является охват практически всех возможных сфер межгосударственного взаимодействия (политика, экономика, безопасность, культура, образование и др.), а также возможность каждому государству участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают их национальным интересам. Более того, данный формат позволяет участвовать в документах СНГ государствам, не являющимся членами Содружества. К примеру, Грузия остается участницей 34 документов, среди которых Соглашение о создании зоны свободной торговли, Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств – участников СНГ по территории его участников, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и др. Как известно, по решению руководства Украины прекращено участие ее представителей в проводимых в СНГ мероприятиях. Несмотря на это Украина, вероятно, останется участницей отдельных международных договоров, заключенных в рамках СНГ.
За годы существования в СНГ сформирована обширная договорно-правовая база, охватывающая практически все интересующие государства сферы межгосударственного сотрудничества. Также сложилась система органов СНГ, состоящая Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совет СНГ, Межпарламентской Ассамблеи, Экономического Суда, а также 69 отраслевых органов СНГ, позволяющая осуществлять всестороннее сотрудничество.
Особое внимание государства уделяют вопросам экономического сотрудничества, в результате сегодня СНГ является важной площадкой торгово-экономического взаимодействия государств. В данном направлении создана договорно-правовая основа, состоящая из основополагающих документов, среди которых можно выделить Договор о зоне свободной торговли товарами СНГ от 18 октября 2011 года, участниками которого в настоящее время являются девять государств Содружества. В настоящее время ведется активная работа над проектом Соглашения о свободной торговле услугами.
Важной составляющей сотрудничества в СНГ является гуманитарная сфера, направленная на сохранение исторической и культурной близости народов государств – участников СНГ, отношений дружбы и доверия. Сложилась хорошая практика объявления тематических годов в СНГ. К примеру, в рамках Года культуры в СНГ в 2018 году в государствах – участниках СНГ среди других событий проведены множество мероприятий, посвященных 90-летию со дня рождения Ч.Айтматова. По инициативе Кыргызской Республики при поддержке всех партнеров по СНГ на последнем заседании Совета глав государств принято Заявление в связи с 90-летием Ч.Айтматова. Ранее, в апреле 2018 года Совет министров иностранных дел СНГ также принял Заявление к 90-летию Ч.Айтматова. Учитывая уделяемое важное внимание в СНГ вопросу межкультурного диалога, развитию национальных видов спорта и молодежному сотрудничеству, поддержана еще одна инициатива Кыргызской Республики о принятии главами государств – участников СНГ Заявления о Всемирных играх кочевников. Таким образом, можно с уверенностью заявить, что гуманитарная тематика является одним из локомотивов сотрудничества на пространстве СНГ.
Несомненно то, что в государствах – участниках СНГ есть единство в понимании важности укрепления сотрудничества по вопросам безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам. Уделяется большое внимание вопросу борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, организованной международной преступностью, в том числе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, торговле людьми, преступлениям в сфере информационных технологий, в оформлении и охране государственных границ. Укрепляется взаимодействие в вопросах военного и военно-технического сотрудничества, в том числе обеспечение мира и безопасности, охрану и использование воздушного пространства, техническое взаимодействие и др.
Можно с уверенностью констатировать, что с момента образования СНГ полностью решила вопросы по сохранению связей между вновь образовавшимися независимыми государствами и создало механизм взаимодействия в новых условиях. На пространстве СНГ практически между всеми государствами действует безвизовый режим, урегулированы вопросы признания документов об образовании, сохранено единое культурно-гуманитарное пространство. Более того, СНГ заложило основу для более глубокой интеграции на пространстве СНГ, результатом которой стало создание заинтересованными государствами таких интеграционных объединений с более узкими задачами как ЕАЭС и ОДКБ.
Несмотря на скептические мнения в отношении текущего сотрудничества в рамках СНГ и его будущего, очевидно, что потенциал СНГ не исчерпан и Содружество востребовано, т.к. учитывает готовность одних государств в более глубокой интеграции в рамках других интеграционных объединениях, и заинтересованность других в продолжении участия в более гибком формате на основе достаточно эффективной модели с солидной нормативно-правовой базой и работающим механизмом сотрудничества.
Содружество не стоит на месте. На протяжении всех этапов развития СНГ среди государств – участников СНГ имеется твердое понимание необходимости постоянного совершенствования его деятельности и адаптации к современным условиям, что было подтверждено в ходе проведенной в течение 2016 года работой по выработке предложений по адаптации СНГ к современным реалиям. В итоге все государства признали востребованность Содружества. В результате обширных дискуссий при модераторстве кыргызского председательства в СНГ удалось привести к единому знаменателю предложения и инициативы стран интеграционного объединения, которые нашли отражение в соответствующем решении Совета глав государств, принятом в Бишкеке. В основу работы были положен принцип сбалансированного и прагматичного подхода к вопросам реформирования СНГ, заключающийся в том, чтобы не навредить сложившемуся механизму взаимодействия, при этом создав необходимые условия для повышения эффективности деятельности органов СНГ.
В итоге, приняты меры по разгрузке повесток дня заседаний высших органов СНГ. В основу формирования повесток дня легло предложение Кыргызстана о четком разделении выносимых вопросов на те, которые требуют обсуждения и подписываемых без обсуждения в силу их проработанности. Теперь вопросы учреждения базовых организаций СНГ вносятся только на рассмотрение Совета министров иностранных дел и Экономсовета СНГ согласно их компетенции, а отчеты органов отраслевого сотрудничества СНГ рассматриваются на заседаниях Совета постпредов и Комиссии по экономическим вопросам.
Следует также отметить, что по признанию всех членов Совета постпредов удалось вдохнуть новый импульс в работу Совета постпредов, который стал площадкой жарких дискуссий.
Наиболее радикальным изменениям подверглась деятельность Экономического Суда СНГ. По поручению Совета глав государств проработан и завершен вопрос перевода Экономического Суда СНГ в формат ad hoc и сокращение численности его аппарата.
Также следует отметить утверждение Советом министров иностранных дел Общего положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей в органах СНГ, создающим конкурентный механизм отбора.
В рамках Совета постпредов состоялись обширные дискуссии по вопросу распределения между государствами квотных должностей в Исполнительном комитете СНГ, которые показали несовершенство действующего Порядка распределения квотных должностей. Таким образом, на повестке дня стоит вопрос совершенствования данного механизма.
Среди актуальных вопросов сотрудничества в рамках СНГ также проблема повышения эффективности и практической пользы от деятельности 66 отраслевых органов СНГ. Деятельность СНГ сегодня охватывает практически все сферы возможного межгосударственного сотрудничества, где основная работа ведется через органы отраслевого сотрудничества СНГ.
Представляется важным обратить внимание отраслевых органов СНГ на необходимость пересмотра и разумного ограничения существующей практики нормотворческой деятельности. Речь идет о целесообразности выработки более жесткого механизма «отсева» дублирующих и не имеющих практической пользы проектов документов, т.е. о повышении ответственности инициаторов за вносимые проекты документов. Считаем, что предложения о принятии новых документов должны быть тщательно обоснованы, содержать информацию об отсутствии правового регулирования вопроса в рамках СНГ, в других действующих многосторонних и двусторонних соглашениях, о количестве заинтересованных государств – участников СНГ, финансовое обоснование. Рассмотрение целесообразности принятия новых документов до начала экспертной работы над их текстом целесообразно на уровне отраслевых советов. Органам отраслевого сотрудничества целесообразно сосредоточится на ревизии своей деятельности, чтобы в государствах у общественности было четкое понимание того, какие результаты достигнуты, какие стоят задачи на ближайшую и среднесрочную перспективу в той или иной области.
Специально для «Кабар» Посольство Кыргызской Республики в Республике Беларусь
Комментарии
Оставить комментарий