2017 год был связан с большими ожиданиями для тех жителей Узбекистана, кто надеялся на работу в России. При правлении Ислама Каримова, который мигрантов, уезжающих в Россию, публично называл лентяями, позорящими страну, гастарбайтеры из Узбекистана, оказавшиеся в те годы в РФ, находились в более ущербном положении, нежели их таджикские коллеги, которых, по крайней мере, на родине не дискриминировали, или, тем более, мигранты из Кыргызстана, которые после вступления республики в Евразийский экономический союз получили преференции на российском рынке труда.
После смерти Каримова осенью 2016 года и смены власти в Ташкенте отношение к этой многочисленной группе жителей резко изменилось. Администрация Шавката Мирзиёева взяла курс на организацию легальной миграции в Россию и заручилась поддержкой в Кремле. В 2017 году было объявлено о целой цепочке шагов, которым надлежит упростить путь из Узбекистана на российский рынок труда.
Издание Deutsche Welle о миграции из Центральной Азии в Россию.
Организованный набор узбекских трудовых ресурсов в Россию
Летом министерство занятости и трудовых отношений Узбекистана известило о кардинальном изменении отношения к проблемам трудовых мигрантов и о начале организованного набора по разным специальностям, предлагаемым работодателями в России.
В начале декабря СМИ сообщили о том, что президент России Владимир Путин подписал документ о ратификации соглашения об организованном наборе граждан Узбекистана для временной трудовой деятельности в России, заключенного в апреле. Также в декабре появилось извещение о создании в Узбекистане Фонда по оказанию поддержки трудящимся-мигрантам, который, в числе прочего, будет финансировать создание многофункциональных миграционных сервисных центров в стране.
Значит ли это, что теперь гастарбайтеры из Узбекистана получат определенные конкурентные преимущества перед мигрантами из других республик Центральной Азии? "Пока это лишь меморандум о намерениях. Подобные рамочные соглашения подписывались с Узбекистаном не раз и не два", - считает руководитель фонда "Миграция - XXI век" Вячеслав Поставнин. Он обращает внимание на то, что "в документе есть ключевая фраза о том, что организованный набор должен готовиться, но все будет происходить в соответствии с российскими законами".
"То есть вы в Узбекистане делайте, что хотите, а мы будем в России делать так, как делали. Дали отмашку готовить организованный набор, но реальных механизмов для этого с Узбекистаном у нас по-прежнему нет. А, соответственно, никаких конкурентных преимуществ у узбеков в России не создается", - утверждает эксперт в интервью DW.
Кому на Руси работать проще?
Что касается мигрантов из Таджикистана, то, продолжает он, у этой республики с Россией как раз имеется ряд достаточно неплохих межправительственных соглашений в этой сфере. "Например, по возможности обретения второго гражданства, по разрешению предъявлять в РФ таджикские медицинские документы - в свое время Душанбе смог договориться об этом с Москвой. Но из-за слабости юристов или других переговорщиков, действующих в интересах таджикских трудовых мигрантов на местах, в России, они очень часто не могут свои возможности реализовать в дискуссиях с чиновниками и работодателями. Хотя эти преференции, обещанные им, тоже были подписаны Владимиром Путиным", - продолжает Вячеслав Поставнин.
Проще всего работать в России гражданам Кыргызстана, который входит в ЕАЭС, говорит он. "Кыргызы могут работать без разрешительных документов, без патентов. Медицинское обслуживание у них - как у российских граждан. Кыргызстан в свое время вошел в соглашение, которое позволяло в упрощенном порядке получать гражданство России. Многие получили это гражданство, не теряя кыргызского. А благодаря тому, что в Кыргызстане второй язык - русский, они лучше, чем, например, узбеки, знают русский язык, им проще адаптироваться к нынешним порядкам. И зарплата, с учетом знания языка, в среднем у них выше", - поясняет глава фонда "Миграция - XXI век".
Нужны ли трудовые мигранты России
При этом тенденция на облегчение трудовой миграции именно из Узбекистана в российских деловых кругах имеется, утверждает сотрудник Института стран СНГ Андрей Грозин. "О предоставлении трудовым мигрантам из Узбекистана специальных ниш на российском рынке трудовых ресурсов говорится много, но в основном - на различных российско-узбекских форумах с участием бизнеса. На российском рынке трудовых ресурсов, сколько бы ни утверждалось, что там достаточно своих ресурсов, и надо вводить сплошную роботизацию, дешевые трудовые ресурсы из Центральной Азии нужны", - считает собеседник DW.
А Узбекистан с населением более чем 30 миллионов - наиболее емкий поставщик таких ресурсов в регионе. "Поэтому создаются центры по организации миграции в Россию, где осуществляется первичная подготовка, сдача необходимых экзаменов, оформление документов, необходимых для легализации в России. Вполне возможно, что наши ресурсоемкие компании, в первую очередь строительные, выступают лоббистами такого рода шагов", - высказал мнение Андрей Грозин.
Он исходит из того, что мигранты из Кыргызстана, которые после вступления в ЕАЭС получили ряд бонусов при легализации в России, эти бонусы сохранят и в будущем, ввиду того, что курс, принятый в России на борьбу с нелегальной миграцией, вряд ли изменится. "Что касается узбеков, то, если нынешние планы осуществятся, они окажутся в ситуации лучшей, чем таджики, с которыми у них на сегодняшний день положение примерно равно уязвимое. И тем, и другим приходится платить больше денег, чем кыргызам, сроки оформления документов жестко ограничены и так далее", - рассуждает российский эксперт.
Об управлении миграционными потоками и возвращении в Узбекистан
"Если Ташкент будет и дальше активно пытаться усилить позиции своих мигрантов, то они приблизятся к нынешнему положению выходцев из Кыргызстана, не будучи формально членами ЕАЭС. Тем более, что сейчас о получении более высокого партнерского статуса Узбекистана в ЕАЭС много говорят в Москве", - отмечает он. Вячеслав Поставнин, в свою очередь, скептически относится к предположению, что российские чиновники целенаправленно управляют миграционными потоками, и сейчас решили их перераспределить в пользу узбекского по отношению к таджикскому.
"Возможно, у них существует иллюзия, что они это делают. Механизмов управления мало, учитывая свободный въезд в Россию и коррупцию огромных размеров, которые нивелируют все попытки канализировать эти потоки. Хотя известные события - массовые драки у ТЦ "Москва" в сентябре этого года и на Хованском кладбище в мае прошлого года, которые продемонстрировали высокие мобилизационные способности таджикской диаспоры в Москве, обеспокоили российское руководство", - считает собеседник DW.
И в завершение - рассказ не эксперта, а трудового мигранта, работающего в Москве, и по просьбе DW изложившего ситуацию, в которой находятся гастарбайтеры из Узбекистана, работающие в эти дни на одной из крупных строек Москвы. По словам собеседника, с нового года их положение ухудшится.
"С 1 января плата за патент на работу увеличится. И с документами стало очень сложно. Плюс надо периодически пересекать границу РФ, чтобы соблюсти миграционные правила по временной регистрации - а это тоже стоит денег. То есть каждый месяц почти половина зарплаты уходит на документы. А получка - 25-30 тысяч в месяц. Плюс оплата жилья. Плюс еда. Остается 5-8 тысяч максимум. Становится невыгодно работать в России. В Узбекистане сейчас есть надежда заработать больше 10 тысяч рублей в месяц. И жить дома. Так что многие планируют на Новый год вернуться в Узбекистан, и остаться там, найти работу. А кыргыз приезжает в Москву, на год делает регистрацию, по месту работы заключает трудовой договор, оформляет медицинскую книжку, и проблем для него нет", - изложил ситуацию собеседник DW.
Комментарии
Оставить комментарий