ИАЦ "Кабар": Социальный статус учителей: Требуется реформа

Аналитика 0

Накануне Булан институт, занимающийся исследованиями в области образования и науки страны, обнародовал новый доклад «Социальное положение и статус школьных учителей в Кыргызской Республике». Как рассказала агенству «Кабар» директор Булан института Чолпон Орозобекова, до этого они проводили исследования в системе образования на такие темы как: бюджетное и не бюджетное финансирование школ, в том числе родительские поборы и попечительский совет, проблемы медресе и религиозное образование, аварийные и недостроенные школы.

«Очередным нашим исследованием стало социальное положение учителей Кыргызстана. Это уже третье исследование, посвященное проблемам образования. Если говорить о целях исследований, то в области образования слишком мало анализа, как у соответствующих служб, так и у общественности. В связи с этим наши задачи: осветить основные проблемы образования, сделать качественный мониторинг, и донести до общественности с последующей дискуссией», - сообщила Ч.Орозобекова.

Если обратить внимание на само исследование, то в нем широко представлена аналитическая, комплексная информация о социальном статусе учителей Кыргызстана. Так, в исследовании говорится, что зарплату учителям повышали за последние семь лет два раза. Но после того, как были внесены изменения в порядок начисления зарплаты, некоторые учителя по сей день не могут до конца понять - каким образом производится расчет, какая доплата идет за проверку тетрадей, за подготовительную и внеурочную работы, трудовой стаж и урочные часы.

По данным института, новые методы начисления заработной платы, введенные в 2011 году, не дают положительных результатов. В школах сокращается дефицит кадров, однако набор учителей с меньшим количеством часов привел к сокращению зарплаты других педагогов. Хотя расходы на финансирование фонда оплаты труда учителей в 2017 году составили 14441,6 млн сомов и Министерство финансов уверяет, что эта сумма в 3,7 раза больше чем пять лет назад, зарплата учителей не повысилась в 3,7 раза. Порядок начисления зарплаты по урочным часам дал возможность устроиться на работу в школу с 6-8 часами тем, кто сидит с детьми дома, а также тем, кто получил заочное образование и не имеет качественного педагогического образования и стажа. Новый порядок обусловил раздробление фонда зарплаты на большее количество учителей, что можно описать как раздачу булки хлеба для одного человека на несколько других людей.

Краткий обзор из исследования института

Последние изменения в системе оплаты труда учителей

По данным Министерства финансов КР, «расходы республиканского бюджета на финансирование фонда оплаты труда учителей республики с 2013 по 2017 год выросли более чем в 3,7 раза и составили 14441,6 млн сомов. Заработная плата учителей до 2011 года начислялась согласно ЕТС (Единой тарифной сетки) и составляла в 2010 году 3327,9 сомов».

Таким образом, Министерство финансов уверяет: зарплату подняли в 3,7 раза. Соответственно возникает вопрос, почему подобная тенденция не отражается на размерах заработной платы учителей? К примеру, почему учителю, получавшему раньше 5 тысяч сомов, сейчас не выдают на руки в 3,7 раза больше, то есть - 19 тысяч сомов? Ищем ответ.

Новая концепция начисления заработной платы учителям

Правительство Кыргызской Республики приняло 19 января 2011 года постановление №18 «О введении новых условий оплаты труда, работников образовательных организаций». В соответствии с данным постановлением, начиная с 1 мая 2011 года, ввели новую систему оплаты труда учителей, и изменяется концепция начисления их заработной платы. До 2011 года заработную плату школьных учителей начисляли по ЕТС (Единой тарифной сетке). Тогда учителя работали 18 часов на полную ставку и по ней получали зарплату. После того, как отменили Единую тарифную сетку, с 1 мая 2011 года зарплата учителей стала начисляться согласно урочным часам, т.е. по недельной нагрузке уроков. За каждый час работы начали выплачивать по 40 сомов – учителям со средним образованием, 45 сомов тем, у кого диплом бакалавра и 50 сомов выпускникам магистратуры.

Постановление правительства Кыргызской Республики от 19 января 2011 года стало первым этапом в повышении заработной платы учителей. Второй этап повышения зарплаты учителей был осуществлен в 2015 году. 9 июня 2015 года правительство приняло постановление №473, начиная с 1 сентября 2015 года увеличили сумму средств для оплаты за урочные часы.

Если раньше за час урочной работы платили 40, 45 и 50 сомов, в этот раз учителям со средним образованием стали платить 60 сомов, а тем, у кого диплом магистра по 75 сомов. За каждый час урока в начальных классах учителя стали получать по 81 сому.

В Кыргызской Республике в систему образования ежегодно из государственного бюджета выделяется 28 миллиардов сомов, это почти четверть республиканского бюджета страны - 23% всех государственных расходов.

В настоящее время в Кыргызстане функционируют 2236 общеобразовательных учреждений, в которых трудятся 79 тысяч 963 учителя. Как сообщили Булан институту в Министерстве образования и науки, за последние пять лет сократился уровень нехватки учителей. “Если в 2011-2012 гг. в республике не хватало 3800 учителей, в нынешнем учебном году всего 478. Это значительно меньше, чем пять лет назад. Вместе с тем, в школах стало больше молодых специалистов. На изменение ситуации, в первую очередь повлияла реформа системы заработной платы на 2011-2015 гг.”, - сообщил Муктарбек Баймурзаев.

Возвращению учителей в школу способствовало внедрение в 2011 году системы оплаты труда по урочным часам, а также разрешение работы с минимальным пороговым объемом нагрузки в 6-8 часов. В селах женщины с маленькими детьми и молодые учителя получили возможность устраиваться на работу в школу с небольшой нагрузкой. Решить проблему нехватки учителей в какой-то мере помогла в 2011-2015 годах и инициатива правительства о повышении зарплаты, так как некоторые учителя пришли в школу с надеждой на то, что действительно подняли зарплату. Каждый седьмой учитель общеобразовательного учреждения – давно находящийся на пенсии пожилой учитель. Маленькая пенсия заставляет их продолжать работать.

Как производится расчет заработной платы учителей

Основную часть заработной платы учителей составляет оплата за урочные часы. Количество часов умножают на 4,2 недели одного месяца. Например, если учитель со средним профессиональным образованием за один месяц ведет 20 часов урочной работы, тогда, при расчете 60 сом*20 часов*4,2 недели, выходит 5040 сомов. Затем прибавляют суммы за стаж, классное руководство, подготовку к уроку и внеурочным работам. Если учитель проживает в горной местности, прибавляется коэффициент высокогорья.

Заработная плата учителя со средним профессиональным образованием

Учитель ведет 20 часов урочной работы в неделю. Его трудовой стаж не достиг пятилетнего срока. За среднее профессиональное образование ему начисляется 60 сомов за час урочной работы. Работает не в Бишкеке, а в одном из других городов. Заработная плата этого учителя начисляется следующим образом: 60 сомов*20 часов*4,2 недели в месяце =5040 сомов за урочное время (Так как в одном месяце 4,2 недели, следует умножить к данной цифре) 60 сомов *6 часов *4,2 недели = 1512 сомов доплаты за подготовку к урокам; 30 сомов *6часов*4,2недели = 756 сомов доплаты за внеурочную работу; Из стимулирующего фонда 10% - 730,8 сомов (5040+1512+756=7308,1*10% ) (Выплаты за счет стимулирующего фонда заработной платы производится за результат и качество работы и не являются гарантированной заработной платой.) Зарплата этого учителя – 8038,9 сомов. 20% из этой суммы удерживаются в Соцфонд и на налоги. На руки получают 6 432 сомов.

Если у сотрудника диплом бакалавра - 67,5 сомов в час, магистра - 75 сомов. Зарплата учителей Бишкека выплачивается через мэрию. Мэрия выделяет каждому учителю дополнительно 1000 сомов. Заработная плата учителя с дипломом магистра и трудовым стажем более 15 лет Учитель ведет 20 часов урочной работы в неделю. Стаж более 15 лет. Проживает в высокогорном районе. За диплом магистра ему за каждый час выплачивают 75 сомов. Посчитаем его зарплату. 75 сомов*20 часов*4,2 недели =6300 сомов за урочную работу; 75 сомов *6 часов*4,2 недели= 1890 сомов за подготовку к урокам; 37,5 сомов *6часов*4,2 недели = 975 сомов за внеурочную работу; Из стимулирующего фонда – 916,5 сомов (6300+1890+975=9165*10%); За проживание в сельской местности – 1000 сомов; За проживание в высокогорном районе – 8865,2 сомов (11081,5 * 80%/100) Таким образом, месячная заработная плата этого учителя составляет 19946,7 сомов. 20% из этой суммы удерживаются в виде отчислений в Соцфонд и налогов. На руки он получает 15 тысяч 957 сомов (это сумма после доплаты за коэффициент высокогорья). В данном случае, если учитель проживает не в зоне высокогорья, доплата не полагается. Таким образом, его зарплата составила бы 11081 сомов. После удержания налогов на руки выдают 8864 сомов.

Заработная плата учителя начальных классов Учитель ведет 20 часов урочной работы в неделю. В школе работает 17 лет. Проживает в селе. Однако это село не входит в зону высокогорья. За каждые из 20 часов выплачивают по 81 сому. За подготовку к шести часам уроков в неделю начисляют по 81 сому, прибавляют также шесть часов внеурочной работы*40,5 (половина одного часа). Затем все умножаем на 4,2 (в одном месяце 4,2 недели). За стаж более 15 лет к заработной плате дополнительно начисляют 30%. 20 часов *81 сом + 6 часов подготовки к урокам *81 сом + 6 часов подготовительной работы *81 сом + 6 часов внеурочной работы * 40,5 сом) * 4,2 недели = =(1620+486+243) сом *4,2 недели = 2349 сом *4,2 недели = 9865,8 сомов Доплата за стаж педагогической работы (свыше 15 лет) – 30% или 9865,8 сом*30% = 2 959,74 сом. Доплата за работу в сельской местности (20 часов / 20 часов) *1000 сом = 1 000 сомов. 9865,8 сом+1000 сом +2959,74 = 13 825,54 сомов. Таким образом, заработная плата учителя в данном случае составляет 13 825 сомов. После 20% удержания в Соцфонд и на налоги на руки получает около 11 тысяч сомов.

Приказ министра оставит осенью некоторых учителей без работы

5 января 2018 года вышел приказ министра образования и науки №3/1 «О порядке распределения недельной учебной нагрузки, представляемой педагогическому работнику (учителю) общеобразовательной организации». Пока не все учителя слышали об этом приказе. В областных и районных управлениях образования, куда уже поступил этот документ, говорят о возможном возникновении недовольства среди учителей в новом учебном году. Приказ министра Г. Кудайбердиевой ограничивает, начиная с 2018 года, объем предоставляемой учителю недельной учебной нагрузки и определяет его нижний порог. Как указано в приложении 1 к приказу, нижний пороговый объем по большинству предметов составляет 12-15 часов. Следовательно, учителя, у которых объем недельной нагрузки равен 6-8-10 часам, могут остаться без работы в новом 2018-2019-учебном году.

Социальная защита учителей: анализ правовых норм

Статус, права и социальные гарантии прописаны в трех законах: «Об образовании», «Трудовом кодексе» и «О статусе учителя». Как отмечено в статье 4 закона «Об образовании», образование является приоритетным стратегическим направлением государственной политики, государство гарантирует создание необходимых условий для работы учителя предоставление ему социальных льгот. Вместе с тем, государство обеспечивает своевременную выплату заработной платы учителям из республиканского бюджета в полном объеме в течение всего года.

7 и 8 статьи закона «О статусе учителя» гласят, что органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета обязаны предоставлять учителям льготы при оплате эксплуатационных расходов по содержанию жилой площади и коммунальных услуг и беспроцентные ссуды на индивидуальное жилищное строительство. Айыл окмоту должны предоставить молодым учителям земельные участки для строительства жилья. В Законе «Об образовании» в статье 32 прописано, что органы местного самоуправления также обязаны на местах оказывать содействие вновь прибывшим молодым учителям сельской школы и выплатить из местного бюджета единовременное пособие в размере 10-кратного должностного оклада на хозяйственное обзаведение.

Однако все это остается лишь на бумаге и социальные гарантии не обеспечиваются в полной мере. Так как многие айыл окмоту находятся на дотации, социальные гарантии учителям не обеспечиваются, и только отдельные городские бюджеты выделяют учителям ежегодно по 1-2 тысячи сомов. Лишь в некоторых селах учителям выдают на зиму по одной тонне угля или выделяют на эти цели денежные средства. Однако такое редко возможно. В статье 10 закона «О статусе учителя» указано: «Учителю в обязательном порядке ежегодно проводится бесплатное амбулаторное медицинское обследование в государственных лечебно-профилактических учреждениях. К сожалению, и эта норма закона не работает. А вот норму, где указано, что учитель имеет право на санаторно-курортное лечение, отдых в пансионатах и туристических базах на льготных условиях, хоть и не в полном объеме, но все, же начали реализовывать через профсоюзные организации.

Социальное положение учителей в Кыргызской Республике остается тяжелым. С 2011 года правительство дважды повышало зарплату. Однако отмена надбавок за квалификационную категорию, введение нормы, разрешающей принимать на работу с небольшим объемом часов, а также отмена доплат за работу в праздничные дни привело вновь к ее снижению. Официальные заявления властей о повышении зарплаты почти в 4 раза не отражают реальной картины.

Аман Алымбеков
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий