ИАЦ «Кабар». Год работы президента Жээнбекова - Реализация судебно-правовой реформы

Аналитика 0

Подводя итоги первого года работы президента Сооронбая Жээнбекова, хочется отметить одну из основополагающих реформ, которой президент придал особое внимание и проявил политическую волю в её реализации - это судебно-правовая реформа. Остается чуть больше месяца до того момента как в действие вступят новые уголовно-процессуальные кодексы, что намного повышает права граждан

О реализации судебно-правовой реформы говорится достаточно давно. Еще в 2010 году был создан совет, которому дана была эта роль. Новые нормы разрабатывались около пяти лет совместными усилиями государственных органов и гражданского общества. Но последующие годы, работа по подготовке к практической реализации реформ шла вяло, а сроки ее реализации затягивались вплоть до 2018 года. И только осле состоявшегося в мае заседания совета по судебной реформе под руководством президента КР Сооронбая Жээнбекова, на котором он четко дал понять, что судебно-правовая реформа должна быть реализована в срок, началась активная работа по имплементации новых норм.

В том же месяце по инициативе аппарата президента была создана экспертная рабочая группа по мониторингу и имплементации новых норм в рамках судебно-правовой реформы. В состав рабочей группы вошли представители государственных органов, общественных организаций, аппаратов президента и правительства, эксперты и разработчики Кодексов.

Позже, 27 июня выступая на заседании Жогорку Кенеша, президент в своей речи подчеркнул, что все мероприятия должны будут реализованы в срок, а причина сжатости сроков или нехватки времени не будет приниматься.

«В ближайшие годы должны быть реализованы следующие основные цели, которые обеспечат светлое будущее Кыргызстана. Во-первых, построить государство, в котором строго соблюдаются права каждого гражданина, построить общество, где гражданин уверен в защите своих прав. Необходимо сформировать справедливую власть, которая будет вести беспощадную борьбу против тех, кто покушается на права человека. Для этого необходимо провести кардинальные реформы. Причина «мы не успели» не будет приниматься», - выделил тогда президент.

Стоит отметить, что пакет законодательств и норм, которые вступят в силу с нового года, был разработан еще до 2016 года. Его особенность в том, что в истории Кыргызстана впервые принимаются такого рода нормы. По словам эксперт, члена совета по судебной реформе при президенте КР Гульмиры Маматкеримовой, в новых нормах, которые должны вступить в силу первого января 2019 года в разы поднимаются стандарты прав человека.

«В разы поднимается все что касается прозрачности судов, правоохранительных органов, прокуратуры и так далее. Если эта реформа, на уровне законов будет распакована и внедрена в действие, то каждый из нас ощутит это как глоток свежего воздуха в стране.

Эксперт подчеркнула, что активная работа по имплементации новых норм в судебно-правовой сфере пошла только после состоявшегося в мае этого года заседания совета по судебной реформе под руководством президента Сооронбая Жээнбекова.

«Только после этого заседания все начали активно заниматься этим вопросом. До этого работа практически почти не велась. После заседания процесс по имплементации новых законов сдвинулся с места и активно пошла работа в регионах», - подчеркнула Маматкеримова.

Она напомнила, что несовершенная судебная ветвь власти стала одной из причин недовольства граждан, у президента Сооронбая Жээнбекова оказалось достаточно политической воли изменить ситуацию в судебно-правовой сфере, позволив реформам сделать ее более прозрачной и справедливой.

Одна из основных задач проводимой реформы в судебной системе это повышение доверия к судьям путем качественного отбора кандидатов в судьи. Этому вопросу президент Сооронбай Жээнбеков уделяет особое внимание. Предъявляются высокие требования к профессионализму кандидатов, в течение года Советом по отбору судей КР на имя президента внесены предложения по 89 кандидатам для назначения на должности судей Верховного суда КР, Конституционной палаты и местных судов. По результатам собеседований и рассмотрения дополнительно представленных материалов Президент согласился с предложениями названного Совета по 51 кандидату на должности судей КР.

На данный момент существует несколько основных новелл которые должны быть внедрены в первоочередном порядке это ЕРПП – Единый реестр преступлений и проступков и создание института пробации.

По словам Маматкеримовой, ранее в Кыргызстане вся уголовно-правовая статистика находилась в каждом институте разрозненно и впервые в истории она объединяется в единый реестр, где все зависят друг от друга.

«Раньше мы не могли понять, что у нас происходит в сфере преступности, так как каждый орган вел свою статистику и в итоге правительство не могло выработать единую политику в отношении этой сферы и не могло понять какой у нас уровень преступности, те ли бюджеты выделяются на эту сферу, как работают государственные органы и так далее не было видно, но при создании этой автоматизированной электронной системы мы уже можем видеть более прозрачно как работает прокуратура, как работают суды, МВД, и так далее», - пояснила эксперт.

Говоря о деталях работы единого реестра, она пояснила, что все заявления и вся информация будет регистрироваться в одном реестре в течении 24 часов с поступления информации. Что лишает возможности скрыть преступление или намеренно затягивать возбуждение уголовного дела, что тоже является большим коррупционным риском действующих норм.

«Это была очень коррупционная и проблемная стадия в отношении прав человека. На этой стадии шло очень много сокрытий уголовных дел преступлений и пыток. Сейчас будет дано 24 часа для того чтобы зарегистрировать информацию. К ЕРПП привязано много других механизмов, в частности не будет понятых. Так как институт понятых вообще себя дискредитировал. Это как правило были дежурные понятые, которые приходили и подтверждали все, даже то что не происходило. Сейчас вместо этого будет аудио-видео фиксация и это будет частью дела, которое рассматривается. Тоже самое касается следователей, сейчас следователи и дознаватели не будут вести никаких допросов, вне специальных кабинетов, которые оснащены виде фиксацией и это тоже будет часть уголовного дела. То есть мы создаем платформу где люди будут более защищены. В этих законах на более высокий уровень подняты все стандарты, касающиеся прав человека», - пояснила Маматкеримова.

Примечательно, что опытом Кыргызстана по внедрению новых норм и судебно-правовой реформой заинтересовались и в соседних странах, в частности в России, Узбекистане, Казахстане и Армении.

«Они изучают наш опыт. Их заинтересовали наши реформы, и они сейчас перенимают наш опыт и смотрят как можно применить наш опыт у них», - сообщила Маматкеримова.

Что касается практического применения новых норм с первого января 2019 года, то этим работа мониторинговой группы по имплементации новых норм не закончится. В следующем году будет продолжена работа по мониторингу применения новых норм. По результатам мониторинга будут предлагаться те или иные поправки в законодательства.

Говоря в целом о судебно-правовой реформе, необходимо понимать, что это реформа всего общества, которое востребовало более справедливой судебно-правовой сферы. Радует и то, что судебно-правовая реформа не застыла, а продолжает активное движение в сторону демократического развития.

Сейчас самая большая задача - это техническое внедрение этих кодексов, так как технически органы уже укомплектованы необходимым оборудованием, средства на которые были выделены ранее. Очевидно, что после вступления новых норм, в Кыргызстане будет уже более демократичный судебный и силовой блоки. Конечно, существует определенный риск, что новые нормы могут остаться на бумаге, как ранее уже случалось с принимаемыми законами, но политическая воля президента Сооронбая Жээнбекова вселяет уверенность, что судебно-правовая реформа состоится в полном объеме.

ИАЦ «Кабар»
Мирлан Киизбаев

Комментарии

Оставить комментарий