Бишкек, 27.11.18. /Нуркыз Сабырова - Кабар/. За последние 10 лет предпринимательское обличие в Кыргызстане претерпело явное преображение, что инерционное повторение банального дела уже изначально предвещает о скором крахе. Теперь уже нельзя даже просто открыть продуктовый ларек или арендовать автомат с газировкой – время диктует новые правила игры. А ведь строился же когда-то бизнес и на этом.
Молоко, айран, сметана … картошка
Алюминиевые бидоны и красные сетчатые мешки – с их появлением на улицах или во дворах многоэтажек не пробуждался только мертвый. Звонкие голоса предприимчивых бизнесвумен собирали вокруг себя толпы сонных зевак, которые, укутавшись в свои халаты, протягивали стеклянные банки и прочую тару за свежей молочной продукцией. И так каждое утро…
Бизнес этот казался весьма прибыльным, потому как на прилавках выбор пастеризованного молока был небольшой, и раскупался продукт довольно быстро. А тут оно само приходит с доставкой почти на дом, да еще в компании всех производных от себя продуктов.
Эжешки со временем с пеших обходов городских кварталов пересаживались на авто, купленное от дохода, и расширяли свой ассортимент, переделывая багажник в мобильный прилавок.
Со временем их голоса стали звучать реже, а позднее и вовсе пропали…
Старые аккумуляторы, холодильники, матрасы …
Скупщики старого хлама, вооружившись громкоговорителями и просовывая голову через окна неубиваемых «Москвичей», тоже когда-то строили бизнес на колесах. Колеся по новостройкам и жилмассивам, они проводили обряд «очищения» домашних складов от ненужных и громоздких вещей, которые хранились на всякий пожарный или «вдруг в хозяйстве пригодится».
Всегда было интересно, зачем им приобретать всю эту рухлядь, да еще платить за них деньги. Но, рухлядь скупалась – значит – это кому-нибудь нужно. Поэтому стоит присмотреться в гараже и на складе, вдруг что-нибудь еще осталось, потому что старые «Москвичи», сменившись на «Audi 100» временами блуждают по тем же районам.
Мойщики бутылок
Эта история из того же молочного бизнеса, породившая однажды скандал.
Являясь частью производственного процесса, в нем зачастую применялся добровольный детский труд в виде сбора пластиковых тар и промывания этих находок проточной водой, а то водой и с арыка.
За каждую «чистую» емкость продавщицы из молочного отдела отдавали плату – чисто символическую, поэтому о стерильности речи быть не могло. К счастью, покупатели стали более осторожны, что за домашним молоком начали ходить с собственной посудой, а молочные прилавки приобрели постоянные долгослужащие разновидности тар.
Кэшбек бутылкой
Было время, когда стеклотару из-под лимонада, пива или газированной воды можно было обменять в магазине на какой-нибудь продукт, используя ее вместо денег. Вот так выглядел некогда кэшбек, что придя после праздника со звенящим пакетом, можно было забрать с магазина буханку хлеба или сделать микроинвестицию на будущее, вновь купив лимонад.
Кручу, верчу, запутать хочу
Наверное, все помнят, как оживленные места с появлением наперсточников становились еще оживленнее. На их уловки велись и взрослые, и дети. Легкая нажива была привлекательна и не требовала больших капитальных вложений в дело. К счастью, породители уличного азарта изгнаны из общественных мест, и бизнес их прикрыт от общих глаз.
Комментарии
Оставить комментарий