Заместитель председателя кабинета министров Эдиль Байсалов дал обширное интервью журналисту международного издания «Emerging Europe» /Развивающаяся Европа/.
“В Кыргызстане наблюдаются стремительные темпы роста экономических показателей по сравнению с другими странами Европы и Центральной Азии, что избавляет страну от репутации несостоявшегося государства и оказывается в поле зрения инвесторов", - говорит бывший посол страны в Великобритании Эдиль Байсалов.
Эдиль Байсалов многие годы боролся за развитие демократии в Кыргызстане, выступая правозащитником и борцом с коррупцией. Он пережил покушение на убийство, недолго жил в изгнании в Швеции и сыграл активную роль в «тюльпановой революции» 2005 года, свергнувшей режим первого президента КР Аскара Акаева. В 2006 году судья Верховного суда США Рут Бейдер Гинзбург вручила Эдилю Байсалову награду Американской ассоциации юристов за его правозащитную деятельность в области международного верховенства права.
После многолетней борьбы за эффективность правительства извне Байсалов согласился на должность в Министерстве социального развития и позже стал послом в Соединенном Королевстве. В октябре 2021 года он был приведен к присяге в качестве заместителя председателя нового кабинета министров в администрации президента Кыргызстана Садыра Жапарова.
«С началом правления Садыра Жапарова Кыргызстан начал отходить от репутации несостоявшегося государства. Действующее руководство страны наводит порядок в управлении и объединяет усилия. За последние два года нам удалось достичь многого, и многое еще впереди», — сказал Байсалов в интервью Emerging Europe.
Президент и золотой рудник
До победы на президентских выборах в январе 2021 года Садыр Жапаров занимался борьбой с коррупцией и был депутатом парламента страны. Он сыграл заметную роль в протестах против рудника "Кумтор", крупнейшего в Кыргызстане и второго по величине рудника в мире.
"Кумтор" управлялся канадской компанией Centerra Gold и долгое время был предметом ожесточенных споров в политике Кыргызстана из-за обвинений в коррупции, иностранной эксплуатации природных ресурсов и использования методов, наносящих вред местным жителям и окружающей среде. Золото - крупнейший экспорт Кыргызстана, а один только рудник "Кумтор" обеспечивает 12 процентов валового внутреннего продукта страны.
В 2013 году на митинге за национализацию рудника сторонники Садыра Жапарова заперли местного губернатора в машине. Суд квалифицировал это как похищение, а когда против него был подан иск, Садыр Жапаров покинул Кыргызстан на три года и вернулся только в 2017 году. Его сразу же посадили в тюрьму по обвинению в похищении человека в 2013 году.
Однако, когда в октябре 2020 года тысячи людей вышли на улицы на протесты против предполагаемых фальсификаций на парламентских выборах, протестующие взяли штурмом "Белый дом" и освободили Садыра Жапарова из камеры, чтобы он мог присоединиться к митингующим на главной площади Бишкека. Результаты выборов были аннулированы, судья отменил приговор Садыру Жапарову, а Сооронбай Жээнбеков (президент на тот момент) ушел в отставку. Садыр Жапаров стал временно исполнять обязанности премьер-министра, а затем и президента.
На новых выборах Садыр Жапаров провел кампанию, которую часто характеризовали как "националистическую" и "популистскую". Он одержал убедительную победу. Наблюдатели ОБСЕ назвали выборы "хорошо организованными" и заявили, что "основные принципы свободы в целом соблюдались".
После вступления в должность Садыр Жапаров сразу же обратил внимание на рудник "Кумтор".
«В мае 2021 года на правах крупнейшего акционера мы инициировали спор с Centerra. Недоброжелатели ждали от нас примитивных и диких способов захвата рудника и национализации предприятия. Но их ожидания не воплотись. Мы вступили в переговоры, избежали дорогостоящих и затяжных судебных разбирательств и завершили процесс мирным путем. В апреле 2021 года мы подписали соглашение и к августу поставили точку в споре. Так что они ушли, а мы сохранили нашу золотую жилу», — указал Байсалов.
Он отметил, что национализация рудника «Кумтор» является переломным моментом в увеличении доходов Кыргызстана, что позволит финансировать значимые социальные и инфраструктурные проекты, а также своевременно выплачивать государственный долг Китаю.
За время деятельности Centerra правительство Кыргызстана, являясь держателем более четверти акций рудника, заработало за счет платежей за пользование недрами и других налогов лишь 1,44 млрд долларов США. Доходы же Centerra составили 11,5 млрд долларов США.
«За годы независимости мы полагались лишь на скудные иностранные инвестиции и некоторую поддержку со стороны доноров. К таким большим суммам денег у нас не было доступа», — сказал Байсалов.
Взрывной рост
Повышение качества налогового администрирования и национализация золотого рудника позволили с 2021 года увеличить республиканский бюджет вдвое. В итоге это отразилось на росте заработных плат учителей в два раза, а молодых педагогов — в три раза. Наряду с этим выросла оплата труда медицинских работников и других государственных служащих.
На фоне роста заработных плат работников бюджетных организаций и повышения спроса на трудовых мигрантов в России Кыргызстан в 2022 году стал лидером по росту реальной заработной платы в рейтинге Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Треть ВВП Кыргызстана составляют денежные переводы, в этой части он конкурирует с соседним Таджикистаном за звание второй в мире экономики, зависящей от денежных переводов (первое место занимает крошечное островное государство Тонга). Поскольку большая часть этих денежных переводов поступает из России, Всемирный банк и многие экономисты предсказывали спад в экономике Кыргызстана после введения масштабных западных санкций против России после ее вторжения в Украину.
Но поскольку многие россияне были призваны в армию или покинули свою страну, рынок труда в России уплотнился. В первой половине 2022 года денежные переводы из России в Кыргызстан фактически выросли на 11 процентов, а в конце сентября ЕБРР прогнозировал семипроцентный рост ВВП Кыргызстана по итогам года. Рост в 2023 году будет таким же сильным, прогнозирует банк.
Война в Украине
Война в Украине заставила Кыргызстан идти по тонкой грани, чтобы сохранить нейтралитет и не обидеть Россию — важного партнера в сфере безопасности и экономике.
После вторжения России в Украину президент Садыр Жапаров заявил, что война "оказывает негативное влияние на все страны мира", но "мы - маленькая республика. Мы не можем повлиять на прекращение войны. Поэтому мы должны придерживаться нейтралитета".
Поскольку западным самолетам запрещено пользоваться воздушным пространством России, министр иностранных дел Кыргызстана Жээнбек Кулубаев сказал: "Все европейские самолеты прибывают в Центральную Азию окольными путями. Сложность логистики напрямую влияет на цены на продукты питания. В связи с этим все заинтересованы в скорейшем завершении конфликта".
Многие представители интеллигенции Кыргызстана получили образование в украинских университетах, а Украина является важным источником фармацевтической продукции для Кыргызстана. После объявления Кремлем мобилизации посольство Кыргызстана в Москве опубликовало заявление, в котором предупредило кыргызских рабочих в России о том, что им грозит до десяти лет лишения свободы и конфискация всего имущества, если они будут воевать в Украине, и попросило их уведомить посольство, если они получат какие-либо призывные документы.
Но, будучи членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которой Россия имеет большой вес, Кыргызстан был вынужден действовать осторожно, чтобы не показаться проукраински настроенным. Даже когда многие в Кыргызстане стремятся принять участие в международных форумах, чтобы привлечь западных инвесторов, чиновники вынуждены избегать мероприятий, которые могут показаться в подавляющем большинстве антироссийскими.
Война внутри страны
В Центральной Азии ОДКБ подверглась значительному давлению, когда в сентябре разгорелся конфликт между двумя ее членами - Кыргызстаном и Таджикистаном.
"Это был самый значительный военный конфликт в истории независимой Центральной Азии, - говорит Байсалов. - Это были не пограничные стычки. Это была прямая попытка вторжения Таджикистана, которая была очень хорошо подготовлена по всему периметру нашей границы. Спланирована заранее и с использованием тяжелой артиллерии для обстрела территории Кыргызстана".
Столкновения вдоль границы двух стран, которая не полностью делимитирована и включает анклавы и спорные водные ресурсы, происходили в различные моменты за три десятилетия независимости, в том числе недавно, в апреле 2021 года и январе 2022 года. Сентябрьский конфликт стал крупнейшим на сегодняшний день по количеству жертв и эвакуированных лиц. Десятки мирных жителей были убиты, а 137 тыс. человек были эвакуированы из районов Ферганской долины Кыргызстана, затронутых боевыми действиями.
Президенты обеих стран находились в одном зале в Самарканде на саммите Шанхайской организации сотрудничества, когда вспыхнул конфликт, и встретились, чтобы обсудить столкновение, но первоначальное соглашение о прекращении огня не состоялось.
В официальных заявлениях Таджикистан обвиняет Кыргызстан в вооруженной агрессии и оспаривает официальные данные Кыргызстана о количестве погибших. Конфликт завершился через шесть дней после его начала мирным соглашением.
Байсалов связывает успехи Кыргызстана в конфликте с закупкой президентом Садыром Жапаровым бронетехники и турецких беспилотников Bayraktar TB2 после столкновений в апреле 2021 года.
Из Китая поездами
На том же саммите ШОС, где Садыр Жапаров встретился с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, он также встретился с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым и подписал Соглашение о строительстве железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан. Маршрут КНР - КР - РУз обсуждался в течение двух десятилетий, но, как считается, Россия выступала против него, поскольку он открыл бы новый железнодорожный маршрут между Китаем и Европой через Иран и Турцию, полностью минуя Россию (и Казахстан, раз уж на то пошло).
После введения в 2022 году западных санкций против России Китай как никогда заинтересован в альтернативных морских перевозках через своего северного соседа, а Узбекистан, не имеющий выхода к морю, стремится получить доступ к Азиатско-Тихоокеанскому региону.
27 января президенты Садыр Жапаров и Шавкат Мирзиёев вновь встретились, чтобы подписать в Бишкеке знаковое Соглашение о демаркации границы. Граница между Кыргызстаном и Узбекистаном была спорной с тех пор, как три десятилетия назад обе страны стали независимыми, и административные советские границы, через которые люди свободно перемещались в течение десятилетий, в одночасье превратились в международные границы.
Однако Соглашение о границе уступает водохранилище Узбекистану, и в конце октября, до его подписания, более 20 активистов и политиков в Кыргызстане, протестующих против Соглашения, были арестованы за планирование массовых беспорядков. Организация Human Rights Watch (HRW) призвала освободить задержанных.
"Мы не извиняемся за то, что обеспечиваем общественный порядок, - говорит Байсалов. - Вот как выглядит демократия: границы не обсуждаются и не согласовываются на массовых митингах. Это вопрос взаимных уступок. Это компромисс. Это всегда очень деликатно, но важно то, что мы должны были это сделать. Мы должны были это сделать! Всегда найдется кто-то, чей личный огород может быть как-то ограничен, однако национальные интересы стоят выше местных".
В телефонном разговоре 14 февраля Байсалов подтвердил Emerging Europe: "Это историческое соглашение. 100 процентов кыргызско-узбекской границы демаркировано. Есть сотни книг, в которых говорилось, что это сделать невозможно. Многие годы говорили, что Сталин специально провел эти границы так, чтобы сделать невозможным какое-либо урегулирование границ в будущем. Но добрая воля двух народов и их лидеров сделала это возможным". Байсалов сказал, что тех протестующих, которые все еще находятся под стражей, будут судить справедливо.
Радио Свобода
С конца октября Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики пытается закрыть Радио "Азаттык" (Свобода) после того, как оно отказалось удалить репортаж о сентябрьском конфликте между Кыргызстаном и Таджикистаном, в котором якобы проявилась предвзятость к версии Таджикистана. Министерство заблокировало сайт "Азаттыка" в Кыргызстане, заморозило его банковский счет, а 23 января обратилось в суд с требованием полностью закрыть "Азаттык".
Иск вызвал ответную реакцию со стороны HRW, Amnesty International, Комитета по защите журналистов и сенаторов США. 10 февраля генеральный директор RFE/RL Джейми Флай встретился с президентом Жапаровым в Бишкеке, чтобы выступить в защиту "Азаттыка". которое назвало эту встречу "продуктивной беседой".
"Тот факт, что наш президент [Садыр Жапаров] принял Джереми Флая, показывает, что диалог продолжается, - говорит Байсалов. - Мы ценим свободу слова и участие гражданского общества, и мы стремимся обеспечить сохранение прав человека в наиболее полном объеме".
Байсалов отметил, что после падения Кабула под натиском талибов многие журналисты афганской службы Радио "Азади" были эвакуированы, и сейчас около 20 журналистов свободно работают из Бишкека. Он сказал, что иск администрации Cадыра Жапарова против "Азаттыка" не повлияет на Радио "Азади".
Он отверг международную критику действий правительства, заявив: "Нынешние дебаты о границах свободы слова в Кыргызстане ничем не отличаются от дискуссий в британском обществе или в США о распространении фальшивых новостей в социальных сетях. Если этим вековым институтам демократии каким-то образом угрожают безответственные репортажи и фальшивые новости, то мы ничем не отличаемся от них".
Сообщите инвесторам - мы идем
Байсалов осознает, что Кыргызстану еще есть над чем работать - в качестве приоритета он назвал решение проблемы загрязнения воздуха в Бишкеке. Но после того, что коррупция и стагнация ощущались десятилетиями, на лицо исторический прогресс. Не только национализирован рудник "Кумтор" и демаркирована граница с Узбекистаном, но и прорабатываются планы по разработке крупных месторождений, подписано Соглашение с Узбекистаном и Казахстаном о строительстве ГЭС, а в Бишкеке будет построен новый футбольный стадион.
Недавно Байсалов во главе делегации финансистов и промышленников посетил свои старые знакомые места в Лондоне для встречи с крупными многонациональными инвестиционными компаниями и сказал: "Мы добились огромного прогресса. Раньше они даже не разговаривали с нами. Но сейчас, конечно, они очень заинтересованы".
"Мы не говорим, что добились большого успеха, но мы к нему идем уверенными шагами, принимая взвешенные решения. Мы понимаем, что путь к успеху требует времени. Нам понадобится как минимум год, чтобы наши компании включили в листинг. Но мы продолжаем вести переговоры с международными инвесторами и интегрироваться в мировую экономику", - говорит Байсалов.
Дэвин Хаас, Лондон
Комментарии
Оставить комментарий