• 87
  • 90.55
  • 0.84
  • 0.17

Жээнбеков: КР выступает за реформирование МФСА с учетом интересов всех стран Центральной Азии

Президент 0

Читайте и смотрите нас в

Ашхабад, 24.08.18 /Кабар/. Кыргызстан выступает за комплексное реформирование Международного фонда спасения Арала с учетом интересов всех государств Центральной Азии. Об этом президент Сооронбай Жээнбеков сказал на Саммите глав государств-участников Международного фонда спасения Арала (МФСА), в котором принял участие как почетный гость. Отметим, что кыргызский президенты прибыл в Туркменистан с государственным визитом.

«Хотел бы поделиться с вами видением Кыргызстана по комплексному реформированию Фонда спасения Арала, и каким мы видим его в будущем. В 2016 году Кыргызстаном было принято решение о «замораживании» своего участия в деятельности Фонда и его органов. Это было продиктовано тем, что в нынешнем виде МФСА не отвечает интересам и насущным потребностям нашей страны», — сказал Жээнбеков и напомнил, что на предыдущем Саммите МФСА в 2009 году в Алматы кыргызской стороной была озвучена позиция о необходимости реформирования Фонда, в том числе сокращения его неэффективных органов.

«Однако какого-либо прогресса в этой сфере, несмотря на принятое решение главами государств о совершенствовании структуры и договорно-правовой базы МФСА, не произошло», — подчеркнул Жээнбеков.

Президент отметил, что в 2018 году исполнилось 25 лет Международному фонду спасения Арала, который первоначально создавался именно как Фонд для финансирования и кредитования программ и проектов в бассейне Аральского моря с учетом интересов всех государств региона. Настало время провести всесторонний анализ эффективности деятельности органов Фонда за весь этот период.

По его словам, необходимо дать оценку реализации первой, второй и третьей Программ действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря, изучить на что были направлены финансовые средства и то, насколько справедливо и сбалансировано были учтены интересы всех стран региона.

«В настоящее время Фонд характеризуется противоречиями в нормативных правовых документах, неэффективной структурой исполнительных органов. Отсутствуют прозрачные механизмы отчетности по привлекаемому финансированию, не сбалансированы месторасположения уставных органов Фонда, а также отсутствует ротация их руководителей в течение длительного времени», — сказал кыргызский президент.

Он отметил, что деятельность МФСА ориентирована на использование водных ресурсов для ирригации и экологии, но не учитывает использование воды для других целей, в том числе для выработки гидроэнергии, что связано с устаревшей нормативной правовой базой регионального сотрудничества, которая разрабатывалась в 90-е годы 20 века, и по сути, отражает нужды только сельскохозяйственного сектора отдельных стран Центральной Азии.

«Вместе с тем, мы все прекрасно знаем о причинах Аральского кризиса — это непродуманное увеличение площади водоемких культур и, как следствие, чрезмерное использование воды для орошения. Такое положение дел в МФСА не позволило Кыргызстану включить в третью Программу действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря на 2011–2015 годы свои предложения по развитию комплексного использования водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии. В итоге, ни один гидроэнергетический проект, предложенный кыргызской стороной в рамках Фонда, не был поддержан», — подчеркнул Жээнбеков.

«Вместе с тем, общеизвестно, что гидроэнергетика не потребляет водные ресурсы. Более того, в рамках участия кыргызской стороны в МФСА на территории Кыргызстана за все эти годы не были реализованы проекты и в сфере ирригации. Это говорит о многом. Необходимо пересмотреть также шкалу взносов государств Центральной Азии в МФСА», — отметил Президент.

Он отметил, что в рамках МФСА не предусмотрен компенсационный механизм по накоплению водных ресурсов в странах верховья для их подачи на нужды орошения дружественным соседним государствам, хотя в мировой практике такое взаимовыгодное сотрудничество успешно реализуется.

Жээнбеков обратил внимание, что на повестке дня также стоит вопрос относительно лимитов вододеления в Центральной Азии, которые были приняты еще в советское время на основе плановой экономики. В то время ограничивалось развитие аграрного сектора в отдельных республиках и действовали компенсационные поставки продовольствия и энергоносителей.

В настоящее время существующая система вододеления не отвечает современным реалиям и требует пересмотра с учетом интересов устойчивого развития стран региона. Ни для кого не секрет, что большинство вопросов в сфере водопользования решаются между странами региона на двусторонней или трехсторонней основе вне рамок МФСА.

В этой связи Жээнбеков заявил, что кыргызская сторона выступает за возобновление сотрудничества в рамках Соглашения между правительствами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Нарын-Сырдарья от 17 марта 1998 года, которое предусматривает компенсационный механизм использования водных и энергетических ресурсов.

«Данное соглашение было заключено вне рамок МФСА, успешно работало до 2006 года, и на сегодняшний день является юридически действующим. Мы предлагаем совершенствовать взаимовыгодное сотрудничество на его основе. Ситуация в регионе усугубляется и тем, что водные ресурсы наиболее уязвимы к происходящим климатическим изменениям на глобальном уровне. Прогнозы ученых и специалистов показывают сокращение площади ледников и увеличение водности рек к 2025–2030 годам. Глобальное изменение климата только усугубляет проблемы в сфере водопользования в нашем регионе. Поэтому важным является реализация соответствующих инфраструктурных проектов, направленных на сохранение ледников в странах верховья Центральной Азии», — подчеркнул Жээнбеков.

Он отметил, что Кыргызстан выступает за комплексное реформирование МФСА и его органов. Цель такой реформы одна — равный учет интересов и насущных потребностей всех государств Центральной Азии.

Жээнбеков перечислил предлагаемые практические шаги. Во-первых, Фонд должен стать, как он первоначально создавался и функционировал, Фондом по аккумулированию финансовых средств и инвестиций для реализации приоритетных проектов в сфере водопользования, направленных на социально-экономическое и устойчивое развитие всех государств региона.

Во-вторых, Кыргызстан предлагает вывести из структуры МФСА Межгосударственную координационную водохозяйственную комиссию и Межгосударственную комиссию по устойчивому развитию и их исполнительные органы.

Вместо них рассмотреть возможность создания новых органов, обеспечивающих комплексное использование водно-энергетических ресурсов и учитывающих аспекты гидроэнергетики и устойчивого развития.

В-третьих, упразднить филиалы Исполнительного комитета МФСА в государствах Центральной Азии. Вместо них, ввести институт представительства государств Центральной Азии при Исполкоме МФСА.

В-четвертых, упразднить Ревизионную комиссию МФСА. Проверку финансовой деятельности Фондапроводить на основе независимого аудита.

В-пятых, пересмотреть систему финансовых взносов государств-учредителей МФСА с учетом потребностей и возможностей государств региона и осуществлять их на добровольной основе.

В-шестых, при реформировании Фонда учитывать опыт таких международных организаций как ООН, ШОС, и других.

В-седьмых, провести инвентаризацию договорно-правовой базы и оптимизацию структуры МФСА с целью их приведения в соответствие с вышеуказанными предложениями.

Глава государства напомнил, что по инициативе кыргызской стороны 28–29 июня текущего года в г. Бишкек были проведены консультации экспертов стран региона по реформированию Фонда.

«Считаем важным продолжить работу в данном направлении на уровне экспертов пяти стран Центральной Азии вне рамок Исполкома МФСА для всестороннего рассмотрения вопросов и поиска взаимоприемлемых решений», — сказал Жээнбеков и подчеркнул важность постоянного диалога между странами региона и активного взаимодействия с целью взаимовыгодного сотрудничества по комплексному использованию водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии.

«Хотел бы отметить, что с учетом вышеуказанной особой позиции, кыргызская сторона не участвует в рассмотрении и принятии итоговых документов Саммита, в том числе Совместного коммюнике. Выражаю надежду, что странам Центральной Азии удастся всесторонне реформировать МФСА, как было отмечено мною выше, с целью повышения эффективности деятельности Фонда и его органов с равным учетом интересов и насущных потребностей всех государств Центральной Азии. После этого кыргызская сторона готова возобновить полноформатное участие в Фонде», — отметил кыргызский президент.

Жээнбеков подчеркнул, что Кыргызстан остается открытой для обсуждения всего спектра водно-энергетических вопросов в целях обеспечения устойчивого развития в Центральной Азии во благо наших стран и народов.

Комментарии

Оставить комментарий