• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

Жамин Акималиев: Какая идеология нам нужна?

ОБ-КОМ 0

Читайте и смотрите нас в

Идеология – это система мировоззрений и идей, выражающих реальность общества, учение о социально-политической жизни страны. Идеология – это бескомпромиссная борьба за умы людей, за душу человека, в связи с чем она выполняет целый комплекс идейно-воспитательной работы. И наконец, идеология должна ответить на главный вопрос: «Какой общественно-политический строй мы намерены построить?». Например, СССР построил развитый социализм, а КНР – социализм с китайской спецификой. Мы же должны стремиться к строительству социального государства, где будут развитая экономика и необходимый жизненный уровень населения, передовая наука и качественное образование, бесплатное здравоохранение и национальная культура.

Что же касается самой идеологии, то она должна быть государственной в той связи, что мы являемся многонациональной республикой. При разработке двух идеологий, национальной и государственной, может иметь место разночтение, что не отвечает задачам единения народа Кыргызстана.

Национальная идентичность связана с ощущением человека принадлежностью к конкретному этносу или нации. Говоря иначе, национальность человека определятся его родителями, а не какими-то политическими соображениями. Человек может стать полноценным гражданином государства только тогда, когда бесспорно признается и уважается его национальность. В этой связи в нашей государственной идеологии мы обязаны не завуалировать национальный вопрос, а раскрывать его. Например, у нас в республике проживают представители более 80 этносов. Это же бесценное богатство, так как чем больше биоразнообразия, тем интереснее мир и жизнь. В этой связи, на мой взгляд, нужно вернуть в паспорте гражданина графу «Национальность», и она должна красоваться на его лицевой стороне наряду с ФИО, гражданством и датой рождения. Не следует забывать, что национальность – это генетический код человека и с ним мы обязаны считаться в целях обеспечения всем без исключения национальностям республики равных условий в отношении прав и обязанностей, доступа к управлению и процессам принятия решений, а также повышения уровня представленности этнических сообществ в органах государственной власти, включая судебные и правоохранительные органы. Разве нормально, когда среди депутатов Жогорку Кенеша мало представителей других национальностей и нет ни одного депутата – русской. Состав республиканских органов управления, по существу, становится мононациональным. Это не обогащает, а обедняет нас. В будущем всё это нужно исправить без всякого сомнения. В этой связи следует реформировать и деятельность Ассамблеи народа Кыргызстана с тем, чтобы она принимала активное участие в решении общереспубликанских задач и обеспечением межнационального согласия.

При разработке государственной идеологии мы должны учитывать положительные стороны и советской идеологии. Невозможно отрицать тот факт, что Кыргызстан находился в составе Советского Союза почти 70 лет и достиг небывалых высот в своем развитии. Наша республика превратилась из действительно отсталой окраины царской России в индустриально-аграрную страну со сплошной грамотностью населения. И это не в последнюю очередь благодаря взвешенной национальной политике. Все граждане СССР, состоящие из более 100 народов и национальностей, чувствовали себя равноправными и свободными на территории, составляющей шестую часть суши Земли. Нас учили дружбе народов, добросовестному труду, коллективизму и взаимовыручке, патриотизму и интернационализму. Жили и работали под лозунгом: «Молодым – везде у нас дорога, Старикам – везде у нас почёт». Гордились тем, что мы одновременно являемся советским народом и представителями своих национальностей.

В новой идеологии четко должны быть определены роли кыргызского и русского языков. Представители всех народов и народностей нашей страны приветствуют развитие кыргызского языка в качестве государственного. Поэтому нашей властью делается всё для того, чтобы государственный язык развивался вглубь и вширь. Однако это вовсе не означает, что нужно противопоставлять кыргызский язык официальному русскому языку. Во-первых, русский язык нужен нам, самим кыргызам, чтобы развиваться и устанавливать международные отношения с государствами мира. Русский язык является одним из шести официальных языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский). По этому поводу в апреле нынешнего года четко выразился президент Садыр Жапаров: «Без русского языка невозможно работать в странах СНГ. При совершении официальных визитов, не только в государства Содружества, но и в некоторые страны Европы, США и ряд других выступают на русском и слушают синхронный перевод на этом языке. Я видел это много раз за последние 3 года… Поэтому я лично проявил инициативу и попросил Владимира Владимировича (Путина) построить для нас девять школ с русскоязычным обучением. Строительные работы начнутся в ближайшее время». Профессиональное знание кыргызского языка, как и русского, обогащает и обновляет нас, расширяет круг наших знаний.

В стране имеются определенные силы, причем не только духовные, которые хотели бы превратить религию в государственную идеологию Кыргызской Республики. При этом они ссылаются на то, что большинство верующих в стране являются мусульманами. Эти силы забывают, что в нашей Конституции черным по белому прописано, что Кыргызская Республика является светским государством, что никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной. Религия и все религиозные культы отделены от государства. Запрещается вмешательство религиозных объединений, священнослужителей и служителей культов в деятельность органов государственной власти.

Вместе с тем в Конституции Кыргызской Республики каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никто не может быть принужден к выражению своих религиозных убеждений или отказу от них. Все граждане Кыргызстана должны руководствоваться этими положениями. Заигрывание религией может привести к непредсказуемым последствиям.

У нас еще немало людей, включая «государственных мужей», которые хотели бы видеть в качестве государственной идеологии Кыргызской Республики только лишь национальные нравы, традиции и обычаи. Они считают, что национальные обычаи вполне могут заменить законодательство, и даже Конституцию, что мол нам вовсе не нужна высшая законодательная власть в лице Жогорку Кенеша, его вполне может заменить Курултай, ежегодно проводимый в шумной компании.

Разумеется, мы обязаны ценить и сохранять национальные ценности и традиции. Однако мы должны понимать, что общественные отношения существенно изменились по стечению времени и под влиянием глобализации. Неужели мы из-за глубокого уважения к предкам должны вернуться к кочевому образу жизни и жить в юртах без горячей воды и необходимых условий, без всякой цивилизации? Неужто национальными традициями стали бесконечные тои, проводимые олигархами и коррупционерами с приглашением до одной тысячи человек и расходом огромной массы продуктов питания, которых остро не хватает простому люду. Если бы повсеместно прекратились такие никому не нужные «мероприятия», то продовольственная безопасность решилась бы в течение одного года. Наводит тень на всю нашу нацию и процесс похорон, когда родные усопшего должны и горевать, и успевать кормить всех приезжих, а затем остаться в долгу, как в шелку. Проводы человека в последний путь превращаются в «пир во время чумы».

Новая государственная идеология должна обеспечить единство народа Кыргызстана. Разумеется, исключительно важным является межнациональное согласие. Однако меня больше волнует единство внутри самого кыргызского народа. Если раньше главная проблема заключалась в делении кыргызов на Юг и Север, то сейчас наша нация разделилась «по долинам и по взгорьям» в пределах областей, районов, городов, сел и поселков – причем на законных основаниях. Эти искусственные деления называются «Обществами» и все они зарегистрированы в Министерстве юстиции, то есть узаконены. Эти, с позволения сказать, общественные организации управляются, как правило, местными феодалами – бывшими руководителями учреждений и даже государственных органов. И они занимаются не столько решением местных проблем, сколько политикой, как бы становятся серыми кардиналами и теневыми кабинетами, особенно во время предвыборных кампаний. Затем они оказывают давление избранным органам власти в плане оказания определенной помощи, предоставления денежных должностей, устройства близких на работу и учебу, получения государственных наград и почетных званий.

Другим больным вопросом является родоплеменное разделение кыргызов, которое осуществляется открыто и успешно. И наши власти этому никак не препятствуют. Неужели не ясно, что деление семимиллионного населения кыргызов по регионам, родам и племенам носит сепаратистский характер и наносит непоправимый ущерб единству народа, столь нужному для строительства нового общества. Создается впечатление, что мы, кыргызы, еще не сформировались как нация. Разве не об этом свидетельствует тот факт, что сейчас публично в крупных залах и дорогих ресторанах проводятся сборища видных представителей племен и родов. И всё это широко освещается в средствах массовой информации. Если учесть, что между племенами и родами всегда существовали конфликты и войны, то не потребуется много ума, чтобы понять, что всё это может привести к расколу общества и государства. В этой связи, возникает вопрос, куда мы шагаем? В древнюю даль или светлое будущее. Вот на этот главный вопрос и должна дать ответ новая государственная идеология Кыргызской Республики.

Жамин Акималиев,

академик НАН КР.

Комментарии

Оставить комментарий