• 87
  • 90.44
  • 0.86
  • 0.17

Земли КР хотят защитить от внешней экспансии – Минюст вынес на обсуждение проект Земельного кодекса

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 30.04.19. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство юстиции КР выносит на общественное обсуждение проект постановления правительства «О проекте Земельного кодекса КР».

Согласно справке обоснования, первый вариант Земельного Кодекса КР был введен в действие 2 июня 1999 года, и в течение 20 лет в него было внесено более 47 изменений и дополнений, то есть в среднем Земельный кодекс подвергался переписыванию по два раза в год. Подготовка уточняющих редакций, долгая и тяжелая процедура согласований со всеми заинтересованными ведомствами, общественных обсуждений, работы всех комитетов Жогорку Кенеша, прохождение на пленарных заседаниях Жогорку Кенеша – всё это экономически непродуктивное растрачивание человеко-часов практически всего аппарата государственной власти. В конце концов, проще написать новый вариант Земельного кодекса, чем вносить в старый столько уточнений. С другой стороны, старый вариант Земельного кодекса создавался в период децентрализации КР, проводимой первым президентом А. Акаевым, когда КР стремилась избавиться от всего наследия Советской Киргизии, в том числе от колхозов и совхозов, и делала первые шаги по созданию рыночной экономики, что потребовало от молодой республики передачи сельским жителям пахотных земель. Политика КР была направлена на создание сильных местных уровней власти за счет ослабления центрального управления страной.

Первая задача была выполнена – ослаблено управление.

Вторая задача была также выполнена – создано мелкотоварное производство. В вузовском курсе политэкономии изучалось, что мелкотоварное производство неэффективный метод хозяйствования, который приводит к истощению плодородия почвы, нарушению системы обеспечения поливной водой, невозможности применение сельскохозяйственной техники, севооборота. И как результат – снижение объема производимой сельхозпродукции, снижение конкурентоспособности в пространстве СНГ. Кыргызская Республика на своем горьком опыте подтвердила правильность экономических знаний.

Итак, задачи по разрушению наследия Советской Киргизии были успешно выполнены.

В настоящее время мы можем отметить, что практически все пахотные земли принадлежат частным мелким структурам, что местные органы власти наделены достаточно широкими полномочиями, но при этом не имеют собственного бюджета, и почти зависят от Центрального управления, которое не обладает рычагов воздействия на местные органы власти. Таким образом, главные цели, ради которых создавался прежний вариант Земельного кодекса, полностью выполнены.

Вместе с тем стало очевидно, что лоскутное сельское хозяйство неэффективно, страна не в состоянии решить проблему своей продовольственной безопасности. Возникла и была осознана необходимость вернуться к созданию крупных коллективных сельских хозяйств. В течение прошедших двадцати лет были осознаны новые цели, достижение которых приведёт Кыргызскую Республику к процветанию и благополучию.

Так, было осознано важнейшее значение земли для существования Кыргызской Республики. Первым делом для подготовки нового варианта Земельного кодекса авторы ответили на вопрос: что такое земля и какую роль она играет в формировании бюджета, в жизни государства, и каждого кыргызстанца?

Таким образом, в понятийном аппарате (статья вторая нового варианта Земельного кодекса) появилось центральное и основное определение, вокруг которого выстроен весь Земельный кодекс: «земля – экономический, политический и геополитический базис Кыргызской Республики».

Это определение стало сутью новой концепции Земельного кодекса, который напрямую связан с защитой национальной безопасности в трёх её аспектах.

1) Экономическая безопасность, поскольку главной мыслью нового варианта Земельного кодекса стала идея бюджетообразующего значения земли;

1. Продовольственная безопасность, поскольку вместо разбазаривания государственного земельного фонда и потери земель сельскохозяйственного назначения (что неминуемо вело граждан к голоду и неспособности государства прокормить свое население) новый вариант Земельного кодекса предлагает условия для создания крупных фермерских коллективных хозяйств.

2. Политическая безопасность через защиту целостности земель, поскольку известно, что при полной потере земель исчезнет само понятие государства, другими словами, с потерей земли государство потеряет свой суверенитет.

В этих целях в новый вариант Земельного кодекса введена статья 1. «Основополагающие положения», в которой прописаны главнейшие концептуальные векторы земельной политики КР, требования к сохранности и экономической значимости, целостности земель КР.

Пункт 1 данной статьи декларирует целостность земель Кыргызстана как государства и гарантирует сохранность своих территорий.
Пункт 2 в соответствии с 12 статьёй Конституции КР декларирует виды собственности на землю.
Пункт 3 прописывает, что частная собственность на землю может переходить из одной формы в другую, однако не допускает перевода государственных земель в частные или в иные формы собственности.
Пункт 4 возник из-за необходимости уберечь земельный фонд Кыргызстана и содержит мысль о том, что земли, принадлежащие КР, не являются товаром. Это положение способствует сохранению земель от внешней экспансии, как произошло, например, с Горно-Бадахшанской автономной областью (ГБАО) Таджикистана. Введение данной нормы позволит Кыргызстану в будущем осуществить право возврата своих земель у сопредельных государств, а также у частных зарубежных коммерческих банков и микрокредитных компаний.

Данная норма не препятствует осуществлению права на государственную, муниципальную и частную собственность внутри страны.

Пункт 5 прямо запрещает перевод земель из одной категории в другую ввиду: 1) развития бизнеса по продаже земель и коррупционных действий со стороны органов местного самоуправления, которые занимаются незаконной торговлей землями сельхозназначения, лесного фонда, водных ресурсов, а также 2) защищает продовольственную безопасность, поскольку сельхозугодья должны быть использованы по целевому назначению согласно категорийности.

Таким образом, выстраивается ещё одно концептуальное положение о том, что право собственности может быть только в гражданском обороте.

Полный текст можно скачать по ссылке.

Комментарии

Оставить комментарий