9 февраля 2021 года президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров подписал Указ «О проведении инвентаризации законодательства Кыргызской Республики». Заслуженный юрист КР, доктор юридических наук, профессор Кайрат Осмоналиев прокомментировал данный указ и рассказал, в чем его актуальность и необходимость.
По словам профессора, инвентаризация нормативных правовых актов – деятельность вынужденная и применяется во всех странах, так как процесс нормотворчества является непрерывным, постоянно принимаются новые законы, подзаконные нормативные акты, изменения и дополнения к ним. При этом, указывает он, часть нормативных актов устаревает, начинает противоречить другим, возникают коллизии. Нередки ситуации, говорит Осмоналиев, когда по одному и тому же вопросу, различные нормативные акты, регулируют общественные отношения, диаметрально противоположны, что нередко создает коррупционные риски.
«Поэтому, как правило, при Министерствах юстиции различных стран образуются специальные межведомственные комиссии по инвентаризации нормативных правовых актов. У нас тоже имеется подобная комиссия. Двадцать лет назад, будучи руководителем юридического отдела одной из госструктур, я входил в состав такой комиссии. Должен сказать, что эффективность работы межведомственной комиссии по инвентаризации нормативных актов при Министерстве юстиции последние годы была крайне низкой, о чем свидетельствует достаточно большой массив нормативных актов, содержащих коллизии и соответствующие претензии граждан и бизнеса. В этой связи президент страны рекомендует правительству, то есть уже на более высоком уровне, чем Минюст, образовать межведомственную экспертную группу, включив в ее состав представителей Жогорку Кенеша, Верховного суда, Генеральной прокуратуры, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, бизнес-структур, неправительственных организаций и независимых экспертов. И, до конца этого года провести полную инвентаризацию принятых концепций, стратегий, программ и законов Кыргызской Республики по отраслям права, на предмет соответствия Конституции, принципам социальной справедливости и партнерства, необходимости, целесообразности и эффективности, достаточности регулирования предмета, устранения внутренних противоречий и коллизий, пробелов в праве. По итогам работы внести предложения, направленные на устранение выявленных несоответствий», - сообщил Осмоналиев.
Вместе с тем, по мнению эксперта, существуют проблемы, связанные с излишней «занормированностью». В Кыргызстане, по его словам, как и в других постсоветских странах, существует проблема избытка нормативно-правового регулирования. Как пример, профессор привел порядка 3000 разных законов и больше 50.тыс. действующих подзаконных нормативных правовых актов (постановлений, положений, инструкций и т.п.). Особенно усердствуют в этом отношении, говорит он, различные министерства и ведомства, принимающие подзаконные акты, как правило, направленные на усиление своих контролирующих функций и нередко создающих коррупционные схемы.
«Отчасти с избытком массива законодательства связана проблема излишнего правового регулирования какого-либо вопроса. Другой проблемой я считаю низкое качество принимаемых нормативных правовых актов, что потенциально порождает необходимость инвентаризационной работы в последующем. Причем качество законов оставляет желать лучшего, не только с точки зрения юридической техники, но и содержания. К примеру, принятые нашими парламентариями в спешке «сырые» Уголовный кодекс, Кодекс о проступках, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс о нарушениях 2017 года и вступившие в силу с января 2019 года содержат коллизии и противоречия и даже в определенных моментах не соответствуют Конституции. В связи с чем уже подвергаются коррекционному законотворчеству», - пояснил Осмоналиев.
Профессор предлагает принять несколько мер для улучшения ситуации в законотворческой сфере в рамках Указа президента.
«Не секрет, что особенно от «кипучего» ведомственного нормотворчества страдает бизнес. Поэтому один из фокусов требований данного Указа президента направлен на то, чтобы в результате инвентаризации имеющегося массива законодательства отменить или хотя бы минимизировать барьеры для функционирования и развития бизнеса, которые закладываются в различных нормативных установлениях. В этой связи в данном Указе президента, правительству рекомендовано разработать и инициировать проект закона по внедрению упрощенного механизма прекращения действия законов и принятых в рамках таких законов других нормативных правовых актов по принципу «гильотины». Речь идет о так называемом механизме «регуляторной гильотины», - говорит Осмоналиев.
Он пояснил, что «регуляторная гильотина» — это инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду. Как отмечают эксперты, целью реализации «регуляторной гильотины» является тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ. По словам юриста, пять лет назад в республике проводился семинар, где было объяснено, что метод «гильотины» является наиболее эффективным и быстрым инструментом по пересмотру законодательства и выявлению механизмов, являющихся экономически неэффективными и нецелесообразными.
«К примеру, в результате системного анализа законодательной базы в Южной Корее количество документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, было сокращено на 48%, а упрощено на 21%, в итоге это привело к экономии миллиардов долларов в бизнес-сфере. Думаю, этот пример нужно брать на вооружение и в Кыргызстане, что позволит создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда и ущерба охраняемым ценностям. Выполнение требований обсуждаемого Указа позволит стране более эффективно продвигаться по пути устойчивого развития. Этот Указ, как и ранее, пять первых Указов, заслуживают положительной оценки и поддержки инициатив президента. Однако есть риски, что исполнители могут подвести», - заключил Осмоналиев.
Напомним, ранее 9 января 2021 года глава государства подписал Указы о мерах по развитию сферы здравоохранения, дальнейшему развитию финансового рынка, агропромышленного комплекса страны, проведению инвентаризации законодательства и активизации внедрения цифровых технологий.
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий