Текущей год в кыргызско-узбекских отношениях отмечен значительным ростом товарооборота и интенсификацией сотрудничества, практически по всему спектру вопросов, представляющих взаимный интерес. Государственный визит Шавката Мирзиёева в Бишкек и переговоры с Садыром Жапаровым станут еще одним подтверждением твердого намерения сторон использовать потенциал взаимодействия с максимальной пользой для народов двух государств. В эксклюзивном интервью «Кабару» первый заместитель министра иностранных дел Асеин Исаев рассказал о том, как идет подготовка к приезду высокого гостя, и ключевых вопросах, стоящих на повестке в межгосударственных отношениях.
- Перенос государственного визита Президента Узбекистана вызвал оживление и разное толкование в некоторых СМИ. Хотелось бы получить из первых рук – с чем связана корректировка по срокам визита?
- Не соглашусь с тем, что перенос государственного визита Президента Республики Узбекистан, уважаемого Шавката Миромоновича Мирзиёева в Кыргызскую Республику вызвал какой-либо общественный резонанс. Но Вы правы, говоря о корректировке сроков визита, потому что в дипломатической практике даты внешнеполитических мероприятий всегда предварительно согласовываются с учетом графика сторон. Так и на этот раз говорилось о предварительных сроках визита на 9-10 декабря 2022 года. Это обычная практика. Вопрос организации государственного визита на высшем уровне стоит в повестке дня кыргызско-узбекского сотрудничества, мы активно к нему готовимся, а конкретные сроки будут согласовываться по дипломатическим каналам в соответствии с приемлемым графиком для глав двух государств. Поэтому, полагаем, не стоит искать «черную кошку в темной комнате, тем более если ее там нет».
- У Кыргызстана и Узбекистана в последнее время существенно расширилась повестка для расширения взаимовыгодного сотрудничества. Готовится к реализации проект по строительству железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. А какие еще масштабные инициативы и планы на обозримую перспективу обсуждают Бишкек и Ташкент?
- Действительно, проект строительства железнодорожной магистрали Китай – Кыргызстан – Узбекистан – это уникальный проект, требующий особого приоритета. Как Вы знаете, в сентябре 2022 г. в Самарканде подписан трёхсторонний документ о сотрудничестве по проекту строительства железной дороги. К настоящему периоду проведены полевые исследования на кыргызском участке дороги, ведется работа по технико-экономическому обоснованию проекта. Профильные государственные органы работают по дальнейшему продвижению и практической реализации проекта.
Успешно функционирует автомобильный коридор по маршруту «Кашгар – Иркештам – Ош – Андижан – Ташкент», который был открыт в 2018 году. Для нашей страны, не имеющей прямого доступа к крупнейшим морским и океанским портам мира, развитие транспортного и транзитного потенциала имеет большое значение. Открытие данного коридора с мультимодальными перевозками действительно стало своего рода прорывом в сфере региональных перевозок. В данном контексте нам необходимо подумать, как максимально задействовать имеющиеся транспортные коридоры, создать крупные трансграничные логистические центры, это в свою очередь будет ключевым фактором устойчивого развития нашей экономики.
Кроме этого, в Бишкеке начал функционировать Узбекско-Кыргызский фонд развития, в рамках которого уже профинансирован ряд проектов. Безусловно, Фонд станет основным драйвером для развития торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества, промышленной кооперации между нашими странами.
Также продвигаются проекты в сфере производства в Кыргызстане автомобильной и коммерческой техники, смарт-приборов учета, электротехнического оборудования и др. Создаются условия для развития угледобывающей отрасли КР в свете растущего спроса на топливные ресурсы.
- Если говорить о сотрудничестве в бизнес-секторе, что можно сказать о товарообороте между Кыргызстаном и Узбекистаном. Как меняется, его показатели в последнее время и какие в этом направлении есть перспективы?
- Если обратиться к статистике, то в 2021 году товарооборот между нашими странами составил 496,6 млн долларов США. За девять месяцев текущего года – 436 млн. Конечно, наряду с позитивной динамикой взаимной торговли следует признать, что у нас имеется огромный неиспользованный потенциал в этой сфере. Мы настроены на продолжение совместной работы по дальнейшей активизации торгово-экономического сотрудничества в целях наращивания двустороннего товарооборота и доведения его объемов до двух миллиардов долларов США, как было поручено главами государств.
Полагаем, что этому также будет способствовать подписание проекта Программы торгово-экономического сотрудничества и развития промышленной кооперации, который в настоящее время находится на рассмотрении сторон.
Кроме этого, большой потенциал имеет промышленная кооперация. В этом плане перспективным представляется создание совместных предприятий, животноводческих кластеров, логистических центров на приграничной территории между Кыргызстаном и Узбекистаном, обмен инновациями и цифровыми технологиями и др.
- Если вернуться к предстоящему государственному визиту Шавката Мирзиеева в Бишкек. Насколько объемный пакет документов готовится к подписанию по итогам переговоров президентов Кыргызстана и Узбекистана?
- В ходе предстоящего государственного визита президента Узбекистана в Кыргызстан, которому мы придаем важное значение, планируется подписание солидного пакета документов, в том числе документов в сфере чрезвычайных ситуаций, сельского хозяйства, межрегионального сотрудничества, меморандумов в области инвестиций, промышленности, таможенного взаимодействия, информационно-коммуникационных технологий, молодежной политики, медицинского страхования и др.
Беседовал Кирилл Степанюк
Комментарии
Оставить комментарий