Известный консультант по городскому дизайну, архитектор, основатель датской фирмы Gehl Architects Ян Гейл будет готовить предложения по улучшению городской среды Ташкента.
Ян Гейл, визит которого инициировал столичный хокимият, на семинаре для архитекторов заявил, что в Ташкенте слишком много асфальта, а сам город дружелюбен к автомобилям, что несомненно увеличивает их количество и через 10 лет город ожидают бесконечные пробки, воздух, которым невозможно дышать.
Гейл в своей книге «Общественные места. Общественная жизнь» описал, как постепенные улучшения превратили за 40 лет Копенгаген из автомобильного города в пешеходныйт.
Всё сказанное Гейлом, в принципе, верно. Однако, во-первых, датчанин приехал в Ташкент, который уже был лишён зелёных насаждений несколькими поколениями хокимов. А во-вторых, генеральный план, разработанный ранее, сначала был беспощадно искажён, затем и вовсе отодвинут в сторону, и, в конце концов, безнадёжно устарел. По состоянию перекрытых улиц, которые новое руководство страны стало восстанавливать, можно судить, как в последние лет десять, а может, и поболее, относились к мнению специалистов по городской среде и её развитию.
К сожалению, государственное унитарное предприятие Ташкентский научно-исследовательский и проектный институт генерального плана (ТашНИПИГенПлан), который обязан заниматься концепцией развития города, тоже оказался не у дел, поскольку если мнение специалистов не совпадало с мнением руководства, его просто игнорировали. В результате продолжительного отсутствия финансирования, институт лишился опытных специалистов. Они попросту перешли в частные проекты или вовсе покинули страну. Институт на сегодняшний день практически не имеет возможности нормально исполнять свои функции. Тем более, что волюнтаристские решения ещё не остались в прошлом.
Такая же участь постигла и Государственный комитет республики Узбекистан по архитектуре и строительству (Госкомстрой), который скомпрометировал себя, пытаясь угодить тем, кто считал себя специалистом во всех областях. Любая попытка вставить мнение или задать вопрос влекла за собой оргвыводы.
Необходимо ясно представлять себе важность и необходимость генерального плана развития города. Генплан - это не только где, и какой объект разместить и построить, не только где и какую дорогу проложить. Это план развития всей инженерной и транспортной инфраструктуры, куда входят, в том числе, все виды транспорта, инженерные коммуникации, кабельное хозяйство связь, источники воды, газа – коротко говоря всё, что обеспечивает нормальное функционирование города.
В начале 90-х годов прошлого столетия хокимият Ташкента поддержал идею создания электронной карты всех подземных коммуникаций. Это дало бы возможность мониторинга их состояния, исключило бы случайные повреждения различных коммуникаций при проведении земляных работ.
Однако, дальше первых, самых общих шагов дело не пошло. То ли денег не было, то ли многие изъяны могли выплыть наружу. Например, мог возникнуть вопрос: а где же на карте ливнёвая канализация, которая была заложена в проекты. Фото затопленных улиц, которые появляются в социальных сетях теперь, после ливней, показывают, что её попросту нет. Хотя деньги по смете были, вероятно, освоены.
Ташкент развивается и растёт, однако пока о новой концепции развития города, никто и нигде даже не упоминал. За счёт чего, и каким образом будет расти Ташкент, как будет успевать за его ростом энергетическая, водная, газовая и транспортная инфраструктура, на какой вид общественного транспорта будет сделана ставка - метро, автобусы, маршрутные такси? Хватит ли объёмов существующих водоводов, газовых магистралей?
Неожиданно стало известно, что транспортники уже работают над кольцевой электричкой. Это очень продуктивная идея, однако, без метро, удобных автобусных маршрутов кольцевая электричка своей полной эффективности показать не сможет.
Яна Гейла приятно удивил Самарканд, где много тенистых улиц и есть пешеходные зоны. Однако и здесь, по его мнению, «вместо улиц строятся дороги». Город можно сделать более удобным, если сузить дороги, убрать разделительные заборы посередине, снизить скорость автомобилей, облегчить людям переход улиц, посадить больше деревьев, считает датчанин. Правда, куда ещё сужать в Самарканде дороги – неясно, и нужно ли – большой вопрос.
То, что Ян Гейл не увидел улиц ни в Ташкенте, ни в Самарканде – это ведь вина и проектировщиков, и городских, и районных властей. Раньше существовало понятие «красной черты», т.е. линии, за которой начиналась государственная земля. Выход за её пределы строго карался, причём снос части любого объекта, который оказался за «красной чертой» был неизбежен.
Раньше в Ташкенте были прекрасные тротуары, по которым можно было передвигаться. Искаженные рыночные отношения, захватившие Узбекистан не обошли стороной и архитекторов, и местные органы власти. Теперь можно отхватить кусок тротуара «благоустроить» его так, что пешеходу приходится обходить дом по проезжей части дороги. И такое противоправное поведение характерно не только для владельцев собственных домов, но и при строительстве общественных или коммерческих зданий. Те, кто сомневается, может попытаться пройти по улице Шахристанской, вдоль проспекта Бунёдкор, на Ц-1, возле строящегося «Экопарка». Это верно, практически, для любой улицы Ташкента, будь то в центре или на окраине.
«У Ташкента есть все возможности, чтобы стать городом, ориентированным на жителей, где автомобили служат нуждам людей, а не подчиняют себе людей. Главная задача — сделать счастливыми людей, а не машины», — считает Ян Гейл.
Самое важное, по его мнению, — это наличие политической воли к изменениям. «То, что хокимият Ташкента пригласил нас, — знак того, что власти заинтересованы и намерены строить город для людей», — сказал он.
Хоким Ташкента Рахмонбек Усманов и Ян Гейл договорились, что команда архитектора подготовит рекомендации по улучшению генерального плана столицы в направлениях совершенствования транспортной инфраструктуры, реконструкции улиц и тротуаров, создания рекреационных зон вдоль рек и каналов, организации зеленых зон и парков и других.
Ожидается, что по приглашению хокима и при поддержке компании SFI Management Ян Гейл вновь посетит Ташкент, чтобы представить свое видение «города для людей».
Мы, жители, налогоплательщики, за счёт которых существует и хокимият, даже и не информированы, во сколько эта идея нам обойдётся.
Думается, что хокимияту необходимо начать с того, чтобы вернуть городу детский парк «Мехржон», который был отобран у горожан для строительства нового здания хокимията. Теперь там расположился Халк банк. Надо только убрать металлические заборы и пустить людей.
Можно убрать металлические заборы и вокруг Олий Мажлиса, чтобы люди могли отдыхать в приятном сквере, который пока недоступен.
Хорошо бы восстановить общественную жизнь в центре города, однако он настолько хищнически вычищен от деревьев, доступной инфраструктуры, что придется ждать лет, эдак, пять-шесть, в лучшем случае, чтобы там появилась тень, и люди захотели туда вернуться. Без этого никакие архитекторы не помогут.
И, главное, хорошо бы хокиму города держать в уме, что Ташкент – не Копенгаген, ни по климату, ни по площади, а ташкентцы – ещё далеко не датчане и вряд ли ими станут. Слишком далеки мы и по истории развития города, по ментальности, по темпам жизни, по финансовым возможностям и прочим важным показателям. То, что в Ташкенте развивается прекрасная дорожная сеть – это его достижение, а не недостаток.
Не хотелось бы, чтобы с попыткой идти на поводу у датчанина в итоге получилось «хотели как лучше, а получилось – как всегда».
Справка: Ян Гейл участвовал во многих проектах городского дизайна по всему миру. В частности, в 2007 году его нанял Департамент транспорта Нью-Йорка для изменения улиц Нью-Йорка, чтобы улучшить жизнь для пешеходов и велосипедистов. Гейл является разработчиком рекомендаций по гуманизации общественных пространств Нью-Йорка, Лондона и Москвы.
Из его работ в Центральной Азии можно отметить незавершённую работу по кардинальному изменению облика города Алматы, куда его в 2015 году пригласил акимат города.
"Anhor.uz"
Юлдаш Турсунов
06.06.17
Комментарии
Оставить комментарий