• 86.5
  • 91.43
  • 0.87
  • 0.17

Выборы в парламент. В КР предлагают перейти с закрытого партийного списка на открытый – что это даст?

Парламент 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 06.05.20 /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 6 мая 2020 года выносится проект «О внесении изменений в конституционный закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

Инициаторы: депутаты Жогорку Кенеша А.Сулайманов, М.Абдылдаев, А.Жапаров, М.Жеенчороев, Р.Казакбаев, М.Маматалиев, А.Алтынбеков, Ж.Акаев, А.Карашев, К.Рыспаев, А.Нурбаев, Д.Бекешев, З.Жамалдинов, А.Мамашова

Согласно документу, целью настоящего проекта конституционного закона является переход из одного вида пропорциональной избирательной системы в другой, а именно, с закрытого партийного списка на открытый партийный список.

Законопроектом будут решены задачи по предоставлению возможности избирателю выбрать как политическую партию, так и конкретное лицо в списке кандидатов, а также кандидатам работать и на партию и на себя, создав условия для их индивидуальности и определенной самостоятельности.

В Кыргызстане выборы в парламент проводятся по системе единого республиканского избирательного округа с применением закрытого партийного списка с ноября 2007 года. Тринадцатилетняя практика применения такого вида пропорциональной системы показала свои положительные и одновременно отрицательные стороны.

По мнению некоторых независимых экспертов, политологов, политических и общественных деятелей главным недостатком закрытого списка кандидатов является отсутствие для рядового избирателя возможности повлиять на распределение мандатов внутри закрытого списка кандидатов и как результат - слабая связь депутатов, избранных по закрытому списку кандидатов, с избирателями.

Кроме того, согласно проведенному независимыми экспертами анализу качественного состава (по профессиям) парламента шестого созыва из 120 депутатов Жогорку Кенеша не более 50 депутатов (не более 42%) являются представителями бизнеса, а не более 40 депутатов (около 33%) государственных и муниципальных органов. Аналогичная ситуация была и в составе пятого созыва, около 38 депутатов (около 32%) представители бизнеса, около 36 депутатов (около 30%) государственных и муниципальных органов. Данный анализ указывает на не обеспеченность представительства других категорий граждан по профессиям, таких как юристы, врачи, учителя, агрономы, экономисты, финансисты, писатели, кинематографисты и т.д., присутствие которых в составе парламента позволило повысить качество принимаемых законов в соответствующих сферах.

Многие избиратели считают пропорциональную избирательную систему по закрытым партийным спискам недостаточно демократичной, т.к. места в партийном списке решает партия или руководство партии, а не сам народ, избиратели. В некоторых случаях процесс распределения мандатов сопровождался внутрипартийной «коррупцией», что противоречило политике государства по борьбе с коррупцией. Порядковый номер или очередность расположения в списке кандидатов зачастую зависела от размера вклада в денежном выражении, внесенного соискателем в кандидаты в избирательный фонд партии или «вождю» партии.

Глава государства в своем выступлении на заседании парламента 20 февраля 2020 года также отметил роль политических партий в развитии парламентской демократии и сделал акцент на том, что нельзя допускать самоуправства лидеров партий при составлении партийного списка и распределении депутатских мандатов.

В этой связи данный проект конституционного закона как антикоррупционная мера создаст условия для здоровой конкуренции внутри партии.

Также применение «открытых» списков имеют преимущества перед «закрытыми» и с точки зрения реализации пассивного избирательного права. Отношения между кандидатом и выдвигающей его партией становятся практически равноправными.

При применении предлагаемой пропорциональной избирательной системы открытых списков политические партии так же, как и при системе закрытых списков, своим решением устанавливает очередность кандидатов в списке. Однако любой избиратель вправе не только голосовать за определенный список кандидатов, выдвинутой политической партией, но и выражать предпочтение в отношении одного кандидата из списка кандидатов.

Система открытых списков применяется на выборах в парламенты Австрии, Латвии, Польши, Чехии и других стран.

На основании вышеизложенного, а также в целях достижения целей и задач, которые будут достигнуты и решены, с учетом мнения главы государства, проектом конституционного закона предлагаются следующие изменения в действующий конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», в части регулирующий порядок проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики:

- статья 1 дополняется термином «порядковый номер кандидатов»;

- в связи с тем, что данный конституционный Закон также регулирует порядок проведения выборов Президента, статья 30 дополняется новой частью 31, а части 4 и 5 излагаются в новых редакциях, не меняющие действующего нормативного регулирования порядка выборов Президента, но предусматривающие выделение из такого нормативного регулирования новеллы порядка выборов депутатов парламента;

- в статье 31 часть 8 излагается в новой редакции, а также дополняется новой частью 81, тем самым предлагается разделить содержание избирательных бюллетеней на выборах Президента и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. При этом самым важным изменением является, то что на выборах депутатов Жогорку Кенеша избиратель ставит в избирательном бюллетене соответствующую отметку в квадрате, относящемся к политической партии, а также в квадрате с порядковым номером кандидата, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции "Против всех";

- в этой связи также вносятся соответствующие изменения в статью 35, где одним из нововведений являются дополнительные случаи признания избирательных бюллетеней недействительными на выборах депутатов Жогорку Кенеша, вследствие выражение воли в избирательных бюллетенях в нарушение установленного порядка;

- в статью 39 вносятся уточняющие поправки, направленные на приведение в соответствие с вышеупомянутыми изменениями;

- в абзаце первом части 3 статьи 60 цифры «200» предлагается заменить цифрами «100»;

- в статье 64 предлагается изменить избирательный порог для прохождения в парламент политических партий с 9% на 7%, а также часть 4 излагается в новой редакции, согласно которой распределение депутатских мандатов будет осуществляться по новому механизму с учетом сохранения требования представительства не более 70 процентов кандидатов одного пола, при этом разница очередности в полученных мандатах женщин и мужчин не должна превышать трех позиций (гендерное представительство);

- в статью 65 вносятся соответствующие изменения, в том числе направленные на регулирование отношений по передаче депутатского мандата следующему зарегистрированному кандидату в случае досрочного прекращения полномочий действующего депутата.

Сообщаем, что по результатам проведенного анализа норм национального и международного законодательства выявлено, что нормы проекта конституционного закона не противоречат другим нормативным правовым актам Кыргызской Республики и актам международного законодательства.

Комментарии

Оставить комментарий