• 86.5
  • 91.38
  • 0.86
  • 0.17

Всемирные игры кочевников: Правила игры «Кок бору»

ВИК 2022 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 13 августа /Кабар/. В Кыргызстане с 8 по 14 сентября в Иссык-Кульской области пройдут Всемирные игры кочевников. Предполагается, что на состязания приедут спортивные делегации из Турции, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Азербайджана, Монголии, России и Кыргызстана. Последний, как организатор соревнований, выставит по две команды в каждом виде спорта.

В программу включены такие игры, как кок-бору, тогуз коргоол, кыргыз курош, алыш, оодарыш, ат-чабыш, жорго-салыш, кунан чабыш, ордо, кыз-куумай.

Центр развития национальных видов спорта при Государственном агентстве физической культуры и спорта Кыргызстана подготовлены видеоролики о правилах национальных видов спорта, вошедших в программу Всемирных игр кочевников. Видеоролики и тексты подготовлены на четырех языках – кыргызском, русском, турецком и английском. В их основу вошли правила по национальным видам спорта, утвержденные спортивными федерациями Кыргызстана и Центром развития национальных видов спорта.

Агентство «Кабар» представляет правила ИГРЫ «Кок бору» (текст, видео)

1. Общее положение

1.1 Соревнования проводятся на специальном поле, приспособленном для игры «Кок бору»:
а) поле для игры разделено обеим командам равномерно.
Параметры игрового поля: длина 200м; ширина 70м; расстояние между «тай казанами» 140м; от центра до «тай казанов» 70м; расстояние от «тай казанов» до внешней линии по оси 30м.; штрафные зоны расположены на 20 метрах от «тай казанов»; размеры центрального и штрафных кругов составляют 10м в радиусе. Расстояние малого круга, радиусом 3м., где находится туша козла в начале игры, от бортовой линии 15м по перпендикулярной оси.
б) у каждой из соревнующейся команды будет свой «тай казан» (ворота) размером: верхняя часть общий радиус 3,6м., высота 1,2м., ширина бордюра 0,8 м., ширина котла «тай казана» радиусом 2м., глубина 0,5м., радиус нижней части «тай казана» 4,4м.
1.2 Поле, где идет игра, должно быть окружено забором высотой в 1,5м., который должен выдержать напор лошадей и сохранять от травм игроков и лошадей в момент соприкосновения.
1.3 Главные правила игры:
а) составы команд: 12 игроков и 12 лошадей;
б) в игру вступают по 4 игрока от каждой команды; во время игры по решению тренеров команды вправе менять игроков по ходу игры, т.е. не останавливая игру;
в) игра длится 60 минут и состоит из 3-х периодов по 20 минут каждый, и победа достается той команде, которая сумеет больше «забросить» тушу козла в «тай казан» соперника.
г) игроки, употребившие перед игрой алкогольные напитки, наркотические вещества не допускаются к игре.
д) вес туши козла должен состовлять 32-35 киллограммов
2. Начало игры
2.1 Игра начинается по старинной традиции торжественной присягой игроков, которые дают клятву честно провести игру. Команды в ряд занимают место на центральном круге. Арбитр, обратившись к зрителям, произносит слова присяги, игроки громко повторяют за ним.

Текст присяги:

Арбитр: О, Великий Создатель, прими присягу игроков, детей своих, могучих и сильных мужчин, вступающих в игру богатырей, продолжающих древнюю традицию.
Все хором: Клянусь перед народом, начиная игру «кок бору», доставшуюся нам от предков, перед зрителями и перед Создателем вести себя честно, строго следовать правилам игры.

2.2 Капитаны определяют свой «тай казан» по жребию. Туша козла должна находиться на расстоянии 15 метров от боковой линии со стороны трибуны.
2.3 Команды обязаны стоять в один ряд за боковой линией, противоположной от трибуны.
2.4 После свистка арбитра все игроки устремятся первым захватит тушу козла. Если в течение двух минут тушу козла не сумеет захватить ни одна команда, то игра останавливается и начинается в центральном кругу. В круг входят по одному игроку от каждой команды. Пока туша козла находится внутри круга, другие игроки не имеют право входить в игру. Если в течение одной минуты один из игроков, захватив тушу, не выйдет из круга, то арбитр заменяет их другими игроками.

3. Ход игры

3.1 Захват туши, и другие приемы в игре производятся по правилам древней игры «Кок бору».
3.2 Игра длится без перерыва до того, пока не забрасывается туша в «тай казан» одной из команд или же ввиду грубого нарушения кем-то из игроков правил игры. Для того, чтобы считать очки, тушу нужно бросит точно в «тай казан». В случаях, когда туша оказывается на «бордюрах», не попадая в «тай казан», попав в «тай казан», но с инерцией выскочила с «тай казана», то они не считаются голом и за них очки не даются. Точно также не присваивается очко и за то, когда туша бросается в «тай казан» игроком, наскочившим вместе со своим конем на «тай казан».
3.3 После попадания туши в «тай казан» и присвоения арбитром в поле очков за «гол», игра начинается снова с центра поля.
3.4 Если игровое поле не огорожено забором игра прекращается когда игрок со своим конем выходит за пределы игрового поля (аут). Игра возобновляется встречей двух игроков в одном из трех кругов в близи, которого было совершено нарушение. Т.е. если рядом с «тай казаном» одной из команд, то в круге, которой находится рядом с «тай казаном», а если вблизи центра поля, то в центральном круге.
3.5 Если кто-то из игроков грубо останавливает игрока, едущего с тушой, нарушитель правил игры наказывается штрафом и туша остается в руках того игрока, который владел ею до остановки игры.
3.6 Игра состоит из трех периодов, каждый из которых состоит из 20 минут. Между периодами предусмотрены перерывы в 10 минут. В случае, когда после перерыва какая-то из команд сознательно тянет время, не выходя на поле, другая вправе без ее участия начинать игру в положенное время.
3.7 До полуфинала при ничейном исходе матча дополнительное игровое время не дается. После пяти минутного перерыва разыгрывают свободные броски-буллит. В полуфинале и финале, если по окончании игры обе команды набирают одинаковые количество очков, судейская бригада определяет 10-минутную дополнительную игру вплоть до того момента, пока какая-то из команд не забрасывает в «тай казан» соперника тушу. В случае, когда в дополнительное время не выявляется победитель, то дается «буллит». Из каждой команды выходят по четыре игрока, которые разыгрывают «буллит».
Правила «Буллита». Один из игроков занимает позицию, за ним на расстоянии 30 метров выставляется игрок из второй команды. Они должны пуститься вскачь одновременно - по свистку судьи. Соперник старается помешать тому игроку, которой владеет тушой, чтобы он не смог бросит тушу в «тай казан». Если, игрок владеющий тушой не дав сопернику догнать или несмотря на сопротивления соперника сумеет забросит тушу в «тай казан», то это считается очком. Игрок атакующий «тай казан» соперника, т.е. владеющий тушой, вправе замедлять ход своего коня в зависимости от ситуации. Примечание: Каждый из четырех игроков команды вправе только по одному разу бросать тушу и по одному разу участвовать в погоне соперника в «буллите». Лошадей менять во время исполнения «буллитов» запрещается. Если атакующий игрок выходит за пределы оси «тай казана», он не имеет право бросать тушу в «тай казан». В случае, когда ни одна из команд не может добиться из четырех бросков решающего победного очка, игра в «буллит» продолжится до решающего броска.

3.8 Игроки, вступившие в игру, меняются только по разрешению помощника арбитра в поле, но во время замены на игровом поле должно быть только по четыре игрока с каждой команды. Замена проходит на линии по перпендикулярной оси. Пока игрок, выходящий из игры, не пересекает линию игрового поля, запасной игрок не имеет право входить в игру. Если игрок выйдет из поля не на установленном месте и вместо него на поле выйдет другой игрок – это является нарушением правил. В случае, если игрок упал с лошади и лошадь убежала или порвалась подпруга, помощник арбитра не ожидая выхода игрока с поля дает разрешение на выход запасного игрока.
3.9 Для усиления интереса в игру допускаются силовые приемы, применяемые как конями, так и игроками, но не нарушающие правила игры. Но категорически запрещается наезжать на игрока, поднимающего тушу козла.
3.10 На штрафном поле не имеет право находиться защитник противостоящей команды. На штрафное поле разрешается войти защитнику раньше атакующего только на корпус лошади. Когда туша козла уходит из зоны штрафного поля, то все игроки должны выйти из этой зоны.

4 Запрещается

4.1 Игрок, не принявший присягу, не допускается в игру. Игроки, нарушившие эти правила игры, отправляются на двухминутное удаление в «Кара мамы» - штрафное место. Команда, у которой наказан игрок, продолжит игру в меньшинстве, с тремя игроками.
Примечание: Штрафное время считается с момента входа игрока в «Кара мамы» и в течение двух минут вместе с игроком конь также должен находиться в «Кара мамы».
4.3 В случае, когда игрок применяет запрещенные приемы: задерживание соперника рукой, преграждает ему путь своим конем, или же пытается свалить его с коня – отправляется на двухминутное удаление в «Кара мамы».
4.4 Если такие же нарушения совершаются в момент бросания туши в «тай казан» или на подступах к «тай казану», то в качестве наказания применяется «Жаза казан», то есть «буллит». Один из игроков из пострадавшей команды берет тушу и на скорости бросает в «тай казан» соперника. Исполнение «Жаза казан» соответствует правилам буллита.
4.5 Игрок, завязавший тушу уздечкой или сжавший стремянным поясом («оромо») после предупреждения удаляется на две минуты в «кара мамы».
4.6 За умышленное протягивание времени после предупреждения также дается наказание и игрок отправляется на двухминутное удаление в «кара мамы», или команда наказывается буллитом.
4.8 Спорить с судьями, строго воспрещается. Пререкание с арбитром после предупреждения или за оскорбление арбитра - удаление на две минуты. Перешедшему черту (оскорбление, обзывание, мат) показывается «красная карточка» и игрок удаляется до конца игры. Команда до конца игры вынуждена будет играть без одного игрока. Если команда или тренер команды не подчиняясь решению арбитра оказывает психологическое давление на арбитра, то команде назначается штрафной бросок – буллит и по решению Протокольной комиссии – денежный штраф.
4.9 За нецензурную ругань – игроку после предупреждения дается удаление на две минуты; в особых случаях сразу удаление, за хулиганские выходки, драку – удаление на две минуты; в особых случаях – удаление до конца игры. Команда будет играть до конца игры в меньшинстве.
4.10 Игрок, берущий с земли тушу, не может быть атакован конем соперника со стороны туши и за это предусмотрено наказание – удаление из игры. Если игрок получил серьезную травму, то виновник удаляется до конца игры. Атаковать игрока с другой стороны разрешается в рамках предусмотренных правил.
4.11 Таранить соперника на скорости, не зависимо от того, что он с тушой козла или без туши – удаление на две минуты.
4.12 Когда двое игроков на центральном круге разыгрывают тушу никто не имеет права входить в очерченный круг. В случае, когда нарушается это правило, после предупреждения удаляется из игры на две минуты в «кара мамы».
4.13 В случае несогласия игрока с решением арбитра в поле, а также обращения игрока в Протокольную комиссию – такое поведение расценивается как сознательное протягивание и наказывается удалением на две минуты.
4.14 В случае обнаружении пятого игрока в какой-либо команде, нарушившей команде штраф – удаление на две минуты. Команда в течении двух минут будет играть в меньшинстве.
4.15 При входе запасного игрока в игру, не ожидая выхода из поля покидающего игру товарища по команде – удаление на две минуты.
4.16 Команда, добровольно прекратившая игру и не подчиняющаяся решению главного судьи, признается побежденной.
Примечание: Во всех случаях кроме штрафного броска (буллита) игра начинается непосредственно поблизости к воротам команды, нарушившей правила игры. В специально очерченный круг входят для розыгрыша только по одному игроку из каждой команды. И пока они не выйдут за пределы круга розыгрыша другие игроки не имеют права входить в этот круг.

5. Требования к командам

5.1 На снаряжениях лошадей, которые входят в игру не должны быть лишних металлических украшений (серебро, медь, железо и др.), от которых игроки могут получить травму.
5.2 Концы стремени должны быть ровными, а подковы не острыми.
5.3 Во время игры возле команды могут находиться не более пяти человек: 1 тренер и 4 коневода. Команде не выполнившему эти требования объявляется поражение.

6. Судейская бригада и протокольная комиссия

6.1 Судейская бригада состоит из трех человек – арбитр в поле и двух его помощников.
Команды за 30 минут до начала игры представляют судьям своих коней для проверки. Кони и их снаряжения должны быть в надлежащем виде. Команда, не представившая для проверки своего коня, не допускается к игре.
6.2 Кроме судейской бригады игру обслуживает протокольная комиссия, утвержденная Правлением Федерации «Кок бору».
6.3 Протокольная комиссия рассматривает просьбы и претензии команд и в спорных моментах принимает решение о присвоении победы какой-либо из двух команд. Если арбитр в поле не сможет организовать игру по утвержденным правилам, то Протокольная комиссия заменяет его другим арбитром.
6.4 Федерация «Кок Бору» осуществляет через Протокольную комиссию вопросы по распределению призов. Призы, поступившие во время игры, предварительно рассматриваются Протокольной комиссией, и только затем вручается игрокам.

7. Порядок сдачи документов и требования к спортивной экипировке участников

7.1 Руководители команд обязаны предоставить за 15 дней до начала турнира:
- заявочный лист на бланке – 1 экз.;
- общегражданские паспорта и личные карточки игроков на бланке с фотографией;
- страховой медицинский полис и медицинская справка о здоровье на каждого игрока;
- паспорта лошадей на бланке с фотографиями (крупно головы лошади и общий в профиль);
- ветеринарное заключение на каждую лошадь.
7.2 Команды обязаны иметь в наличии:
- комплект спортивной формы для игроков в двух вариантах (размер номера на спине должна соответствовать стандарту 200х150мм, на груди – 150х100мм);
- парадные накидки своего света на каждого игрока и руководителя команды;
- головные защитные шлемы для игроков;
- защитные приспособления из кожи или брезента для нижней части конечностей лошади цвет, которых должен соответствовать цвету экипировки команды;
- флаги для парада;
- медицинские и ветеринарные аптечки.
Примечание: Команда без разрешения Оргкомитета не имеет права наносить на форму или лошадь участников турнира рекламную символику, кроме названия команды, фамилии и имени игроков.

Комментарии

Оставить комментарий