Не помню, кто, но очень точно сказал, что память — это медная доска с высеченными на ней буквами, которые время безжалостно стирает, если не обновлять написанное резцом воспоминаний.
Четыре года назад (прим.ред. - 5 лет), 15 января, не стало Бекеша Абдылдаева, народного артиста, заслуженного деятеля искусств, известного советского и кыргызского режиссера, Мастера документального кино. Вида искусства, отражающего взгляд режиссера на самое важное, что в суете каждодневности ускользает от внимания современников, но остается в наследство идущим вслед поколениям, чтобы не прерывалась связь времен.
О тех, кто покинул этот мир, говорят: «Ушел навсегда». Однако такие, как он, не уходят навсегда. Их не касается забвение… Просматриваю кадры лучшей документальной ленты Абдылдаева «Почта», вошедшей в коллекцию лучших фильмов Центральной Азии. Герой картины — простой почтальон Касымалы Токолдошев. Но как мастерски показана важность его работы для людей! И в зной, и в стужу добирается он туда, где его ждут, чтобы вовремя доставить корреспонденцию клиентам, живущим высоко в горах. Зима. Бездорожье. На опасных участках лошадь приходится вести в поводу. От дыхания морда ее на морозе покрывается инеем… И ты, зритель, поеживаешься, словно чувствуя этот холод и колючий ветер в лицо… Давно минуло то время. И функции современной почты уже не те благодаря мобильной связи и Интернету. Но фильм не теряет актуальности потому, что он уже история. А во-вторых, он о том, как, невзирая на трудности, человек должен относиться к своему делу и людям.
«Почта» была участником многих кинофестивалей и удостоилась ряда наград: приза «Серебряный голубь» на ХV МКФ в Лейпциге и первой премии на фестивале в Алматы.
У каждой могучей реки есть исток, с которого она начинается. Бекеш родился в 1933 году в селе Тегирмен Кеминского района. Школу окончил во Фрунзе. Профессию выбрал творческую. И жизнью своей доказал, что не ошибся в выборе. Завершив учебу на актерском отделении Ташкентского театрально-художественного института имени А. Островского, работал в труппе Пржевальского областного драматического театра. Но день ото дня зрело желание самому снимать кино, а вместе с ним и уверенность, что у него все получится.
В 1959 году, стремясь к новизне в творчестве и личностному росту, он меняет курс жизни, связывая ее с «Киргизфильмом».
— Это было в конце 1950-х -начале 1960-х годов, — вспоминает Джакиш Толомушева, отличник кино СССР, монтажер национальной киностудии «Кыргызфильм». — К нам в здание на пересечении проспекта Жибек Жолу и улицы Динары Асановой ну просто ворвался, как ветер, молодой, очень энергичный с громким голосом мужчина. И очень быстро влился в наш коллектив. Мы все: дирекция, бухгалтерия, съемочные группы, монтажная — находились тогда в одном помещении.
Позже я узнала, что его оформили ассистентом режиссера по дубляжу. Из союзных республик присылали фильмы, их дублировали и отправляли в прокат по регионам. Абдылдаев сразу зарекомендовал себя человеком ответственным. Во всем, за что брался, стремился к совершенству.
Конечно, эти качества видело и руководство. Поэтому следующими ступеньками карьерного восхождения Абдылдаева были должности режиссера дубляжа, второго режиссера, режиссера — постановщика художественного фильма.
В 1965 году в качестве режиссера-постановщика он совместно с Л. Гуревичем снял художественный фильм «Самая послушная», — социальную драму, в основу которой взята повесть Камбаралы Бобулова «Девушка с юга». Фильм о том, как в борьбе с пережитками прошлого смело выходит на самостоятельную дорогу жизни юная девушка Гуляим. Очень напоминающая ту, что изображена на известной картине Семена Чуйкова «Дочь советской Киргизии». Тот же смелый взгляд, та же вера в светлое будущее, то же неистребимое желание учиться, судя по книгам в руках. Вопреки названию фильма, Гуляим оказывается отнюдь не самой послушной дочерью родителей. Она хочет поступить в институт. И уезжает учиться во Фрунзе. Молодые режиссеры поставили перед собой задачу не из простых — показать психологию юного человека и то, как пагубно влияет на него любое насилие.
Фильм, рассказывая о времени минувшем, не утратил актуальности и в наши дни. Признаем, что и сегодня родители порой навязывают детям свои решение и выбор, не интересуясь ни их желанием, ни мнением. Отсюда и несчастные судьбы, и нелюбимая работа.
Несколько позже вместе с Т. Океевым, С. Ишеновым и К. Кадыралиевым Абдылдаев участвовал в создании «Неба нашего детства», одного из лучших фильмов кыргызского киноискусства 1960-х.
В ту же пору вызревает и раскрывается его дарование в документальном кино. Он начинает снимать фильмы этого жанра в формате высокого киноискусства. Его творческое наследие насчитывает больше 50 киножурналов и киноочерков, короткометражных и полнометражных хроникально-документальных фильмов, многие из которых вошли в сокровищницу фильмов кыргызской, советской и мировой документалистики. В их числе «Сад» о садоводе Х. Халматове (в нем особенно символичен эпизод, когда дед и мальчик ведрами носят в гору воду, чтобы полить фруктовые саженцы), «Нарынские звезды» о коллективе Нарынского драматического театра, «Собиратель слов» об академике Константине Юдахине, «Размышление», «Не чужой в доме», «Проспект», «Дар» и другие, ставшие лауреатами кинофестивалей Европы и Советского Союза. Но самыми любимыми у зрителей стали «Нарынские звезды». Фильм о гастролях передвижного музыкально-драматического театра из Нарына. В любое время года отважные артисты колесят на стареньком автобусе по Кыргызстану, показывая жителям отдаленных районов спектакли и музыкальные номера. Порой автобус не заводится сразу, никак не может заснуть ребенок одной из актрис труппы, видимо, из-за эмоционального всплеска матери, передавшегося ему. Одним словом, множество иных проблем и неурядиц возникает в пути, но представление никогда не отменяется и начинается в назначенное время.
Кинорежиссер Абдылдаев — признанный мастер жанра кинопортрета, отличающегося выразительным киноязыком. В чем-то он сродни журналистике, но язык кино гораздо богаче, да и технические возможности его шире. Кинопортреты у Абдылдаева светлые, жизнеутверждающие. В них ярко просматривается неподдельный интерес режиссера к миру человека. Ему нравится раскрывать образы незаурядных людей.
Ныне кинематографисты едины во мнении, что Бекеш-агай был великим тружеником. Он снимал по нескольку фильмов в год, причем всегда на высоком художественном уровне, технически безупречных, ставших призерами многих кинофестивалей.
В годы независимости Кыргызстана он преподавал в Кыргызском государственном институте искусств имени
Б. Бейшеналиевой, делясь щедро своим опытом. Его выпускники сегодня работают на киностудиях и телевизионных каналах республики.
— Уже не числясь в штате киностудии, Бекеш Абдылдаевич часто приходил ко мне на работу, — делится воспоминаниями кинорежиссер Темир Бирназаров. — Понятно, его тянуло сюда. Мы пили с ним чай, подолгу вели беседы о делах профессиональных, он по-отечески относился ко мне и моему творчеству, которое ему нравилось. Подсказывал что-нибудь. Стараясь оставить мне свои опыт и знания. Сейчас тоже преподаю. Показываю студентам его фильмы. Учу выбирать тему, стилистику, язык.
«Память о достойных людях имеет для нас не меньшее значение, чем их живое присутствие», — говорил Сенека-младший. И слова бывших коллег о Бекеше Абдылдаеве — тому свидетельство. Художник Сагынбек Ишенов, драматург Бексултан Жакиев, оператор Нуртай Борбиев, кинорежиссер Темир Бирназаров благодарны судьбе за то, что она сводила их на профессиональных и житейских перекрестках с этим не только Мастером, но и добрейшей души человеком.
"Слово Кыргызстана"
Тамара НЕШКУМАЙ
Комментарии
Оставить комментарий