• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

Влияние пандемии COVID-19 и последних событий в ЦА и РФ на формирование миграционных политик ЦА и России

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Миграция во всем мире остается вопросом открытым, поскольку пандемия коронавируса, постпандемический период и последние события в мире сказываются на ее росте. О том, как пандемия COVID-19 и последние события в Центральной Азии и России оказали влияние на формирование миграционной политики в ЦА и РФ, обсудили на круглом столе, организованном Фондом Ханнса Зайделя в Центральной Азии. На мероприятие были приглашены депутаты Жогорку Кенеша КР, представители министерств и ведомств КР, представители столичного муниципалитета, академической среды и эксперты.

В приветственном слове глава Фонда Ханнса Зайделя в Центральной Азии доктор Макс Георг Майер тепло поприветствовал участников бизнес-ифтара, поздравив с началом священного месяца Рамазан кыргызстанцев, пожелав спокойствия, благополучия и мира каждой семье.

«Тема нашей встречи и обсуждения - «Влияние пандемии COVID-19 и последних событий в ЦА и России на формирование миграционных политик ЦА и России». Специально приглашенный эксперт Тяньшаньского аналитического центра при АУЦА Татьяна Злобина представит доклад по указанной теме. Хотелось бы добавить, что в мероприятии принимает участие глава Тяньшаньского аналитического центра Канат Султаналиев», - сказал доктор Майер.

Глава Фонда Зайделя обратился к участникам с просьбой поделиться своим мнением по презентации, отметив, что в докладе будут представлены итоги исследования, проведенного Фондом Ханнса Зайделя в Центральной Азии совместно с Тяньшанским аналитическим центром по обозначенной теме.

Татьяна Злобина сообщила, что осенью 2021 года при поддержке Фонда Ханнса Зайделя в ЦА была закончена работа и представлен общественности первый продукт предполагаемой серии «Миграционный ежегодник». «Поскольку главным событием, повлиявшим на все сферы нашей жизни, в том числе и на миграционную сферу, была пандемия COVID-19, то, соответственно, название нашего ежегодника было таким же, но тогда еще не было событий в Афганистане, Казахстане, России и Украине. Через несколько дней ежегодник будет опубликован на нашем сайте», - сообщила эксперт.

Целью проведения обзора, по словам Злобиной, явилось оказать содействие правительствам стран Центральной Азии в защите продвижений прав трудящихся мигрантов в условиях продолжающейся пандемии, а также принятие информированных решений в этой сфере.

Миграционная ситуация в КР по состоянию на начало пандемии COVID-19

С 2009 по 2019 годы, по словам эксперта, численность населения КР увеличилось на 16%, за это же время занятость населения увеличилась лишь на 7,6%, рост сельского населения составил 65%. По словам эксперта, причина низкой занятости населения обусловлена медленным развитием экономики страны. «В силу этих причин Кыргызстан остается страной происхождения мигрантов, в большей степени трудящихся», - отметила эксперт.

Ввиду сохраняющегося высокого уровня безработицы и низкого уровня зарплат, как обратила внимание Злобина, основным «выталкивающим» мотивом эмиграции граждан КР остается экономический. Докладчик подчеркнула, что в основном это сельская группа населения, которая активнее других осваивает рынки труда стран ближнего зарубежья и дальнего.

По словам эксперта Тяньшаньского аналитического центра, большинство граждан КР выезжают за границу в качестве трудовых мигрантов либо на сезонную работу, либо на постоянную. Большая часть, а это - 90%, уезжают в Россию, а также работают в соседнем Казахстане, Турции и других странах, с которыми КР имеет безвизовый режим.

Притягивающим фактором, по словам Злобиной, служат географическая, языковая и культурная близость и наличие в этих странах диаспор соотечественников из Кыргызстана. «Большинство мигрантов занимается низкоквалифицированным трудом в странах назначения», - подчеркнула она, отметив, что из-за сохраняющейся неформальной занятости точное число кыргызских трудовых мигрантов неизвестно.

В пример докладчица привела цифры, представленные Нацстаткомом, по данным которого в 2018 году число работающих за границей кыргызстанцев составляло 263 тыс. человек, а по данным МВД РФ — 877 тыс. граждан, из которых 70% заявили «поиск работы» в качестве основной причины прибытия в Россию. «В 2019 году общее число зарегистрированных прибывших увеличилось до 1 055 000. Более того, значительная часть трудовых мигрантов из КР получили российское гражданство, и поэтому российские власти не квалифицируют их как мигрантов. Эти цифры означают, что от 800 тысяч до 1 миллиона трудоспособного населения КР (до 60% рабочей силы) работают за пределами страны», - сообщила в презентации эксперт.

Говоря о государственной политике и государственных программах в сфере миграции, докладчица рассказала, что они включают в стратегии развития очерченный этими программами компонент как трудовая миграция. По словам Злобиной, в первую очередь стоит указать майский указ президента, которым правительство КР было реорганизовано в Кабинет министров. Согласно данному указу был оптимизирован персонал Государственной миграционной службы КР, представительство Госслужбы миграции в РФ ликвидировано, штаб представительства передан в посольство КР в РФ. Кроме того, функции формирования и реализации миграционной политики перешли Департаменту внешней миграции при Министерстве иностранных дел КР. А новым уполномоченным органом по вопросам противодействия торговле людьми стало Министерство труда, социального обеспечения и миграции КР, куда же была передана и работа с беженцами и кайрылманами.

«Остается значительная роль МИД во внешней миграции. Там имеется департамент внешней миграции при МИД», - сообщила докладчица.

Эксперт напомнила и о Национальной стратегии развития КР на 2018-2040 годы, Программе развития КР «Единство. Доверие. Созидание» на период 2018-2022 годы.

По ее словам, в рамках Форума соотечественников «Мекендештер» при президенте КР был создан Совет по связям с соотечественниками за рубежом.

Кроме того, 29 января 2021 года президентом КР был подписан Указ «О принятии мер, направленных на улучшение миграционной ситуации», а постановлением правительства КР от 4 мая 2021 года была утверждена Концепция миграционной политики КР на 2020-2030 годы.

Касаясь вопроса Межправительственного сотрудничества, Злобина обратила внимание на тот факт, что Кыргызстан является членом ЕАЭС, благодаря чему имеется доступ к рынку труда 5 стран-членов Союза, а режим труда приравнен к режиму национальных работников в странах назначения объединения.

В рамках мандата Шанхайской организации сотрудничества осуществляется активное противодействие торговле людьми.

Докладчица добавила членство КР в региональных консультативных процессах, таких как Алматинский, Будапештский и Пражский.

По словам эксперта Тяньшаньского аналитического центра, в 2019 году была принята Расширенная стратегия ЕС по странам Центральной Азии.

Значительное место в стратегии отведено сбору фактического материала по центрально-азиатской миграции, проведению на его основе фундаментальных исследований и обзоров по вопросам миграции, изучению миграционных стратегий стран ЦА. «Впервые было уделено внимание возвращению трудящихся мигрантов на родину. То есть ЕС будет оказывать консультативную, техническую поддержку в этом вопросе», - говорит Золобина.

Рассказывая участникам круглого стола о защите прав мигрантов, эксперт обратила внимание на то, что жалобы и обращения за помощью от трудящихся мигрантов в дипломатические представительские офисы и представительства ГСМ при ПКР в России в основном связаны с массовыми увольнениями, невыплатой з/п работодателями, невозможностью выживания без денег, продуктов, медикаментов, выселением из ведомственных общежитий в связи с прекращением трудовых отношений с работодателем, а также с просьбой оказать содействие в отбытии на родину.

Злобина выделила проделанную работу представительством Госслужбы миграции при ПКР КР, которое оказывало непрерывную помощь кыргызским трудовым мигрантам в вопросе отбытия на родину. «Их роль переоценить невозможно. Они фактически все это организовали», - подчеркнула докладчица.

В ходе презентации участники смогли ознакомиться с данными Центробанка РФ о денежных переводах трудовых мигрантов до и после пандемии.

По ее словам, как только граждане КР получили возможность возвращения в Россию, денежные переводы в КР сравнялись с уровнем доковидного периода 2019 года.

Рассказывая о вызовах и рисках на рынке труда РФ для трудящихся мигрантов из Кыргызстана, возникшие после начала событий в Украине, Афганистане и январских событий в Казахстане, Злобина сообщила, что это серьезный раздел, которому будет посвящено следующее исследование.

Она указала, что санкции в РФ, вызванные событиями в Украине, стали первым таковым риском и вызовом для кыргызских трудовых мигрантов.

Другим вызовом и риском, по словам докладчицы, можно считать прогноз Всемирного банка, обнародованный в марте 2022 года и в котором говорится, что реальная стоимость денежных переводов, отправляемых в ЦА, в этом году упадет на 22%.

Еще одним беспокоящим моментом эксперт назвала зависимость экономики Кыргызстана от состояния российского рынка труда. Сюда же докладчица добавила предварительные прогнозы Всемирного банка о том, что долларовая стоимость денежных переводов в Кыргызстане может упасть на треть в этом году.

Еще одним вызовом для трудовых мигрантов Злобина назвала личный выбор. Как объяснила эксперт, сокращение возможностей трудоустройства в России и заработной платы в условиях ослабления рубля или возвращение на родину, где есть семья, жилье, но перспективы трудоустройства, возможности рынка труда скромные, все это представляет дополнительный вызов для мигрантов.

Кроме того, существуют еще такие риски, как сохранение высокого уровня безработицы в КР, увеличение милицейских рейдов по местам проживания мигрантов, а также то, что мигранты из стран Центральной Азии планируют покинуть РФ из-за экономических проблем, а личные миграционные планы некоторых из них включают поиск работы в ЕС и в других локациях.

Перспективы развития миграционных процессов в КР

Очень многие трудящиеся мигранты до пандемии и событий в Украине приняли со своими семьями решение о принятии гражданства РФ. В особенности на это повлияло то, что 24 июля 2020 года, когда пандемия полностью охватила все страны мира, Россия приняла дополнение и изменения к Закону о гражданстве, которые говорят о том, что нет необходимости о выходе из гражданства своей страны. «Теперь, не имея соглашения о двойном гражданстве, наши соотечественники будут иметь два гражданства», - сообщила эксперт, добавив, что согласно законам КР, республика рассматривает людей с гражданством других стран как граждан КР.

По словам докладчицы, в ходе проведения ряда интервью для написания ежегодника было обнаружено, что ситуация такова, что некоторые мигранты, несмотря на ухудшение ситуации с состоянием их прав, основных прав — прав на труд, будут заведомо согласны на работу в теневом секторе экономики, на меньшие зарплаты. По свидетельству респондентов, отмечает докладчица, скромные условия рынка труда в КР подталкивают их к заведомо ухудшающему их права решению.

Злобина отметила, что есть большие надежды на механизмы организованного трудоустройства в странах назначения. Как пример она привела межправительственное соглашение КР и Южной Кореи о приеме и нахождении кыргызских трудовых мигрантов на территории этой страны. «Около 4 тысяч кыргызстанцев получили прерогативы, вступив в эту программу, изучили основы корейского языка, получили сведения об истории, культуре и географии страны, что поможет им там ориентироваться», - сообщила эксперт.

В ходе доклада участники также смогли узнать о миграционной ситуации в странах региона, перспективах развития миграции в РФ, госпрограммах и госполитике РФ в вопросе миграции.

В завершении презентации были озвучены рекомендации правительству КР в вопросе миграции.

Ключевыми являются:

  • Отражать в стратегических документах развития важность роли, которую играют переводы трудящихся мигрантов в благосостоянии их семей, остающихся в Кыргызстане, а также местных сообществ, в развитии всей страны, различных секторов ее экономики,
  • Важность продвижения миграционной политики, ориентированной на такой подход, как соблюдение прав трудящихся мигрантов,
  • Вести «социальный» диалог с участием всех заинтересованных сторон, особенно неправительственного сектора,
  • Расширять возможности мобильности для мигрантов в условиях пандемии,
  • Продолжать работу по выведению трудящихся мигрантов из «черных списков»,
  • Способствовать достижению фактического равенства в трудовых правах с национальными работниками стран назначения,
  • Создавать условия для совершенствования профессиональных навыков и квалификаций трудящихся мигрантов, для возвратившихся мигрантов необходимо организовать программы обучения и повышения квалификации
  • Создавать рабочие места внутри страны,
  • Обучать финансовой грамотности мигрантов и членов их семей,
  • Заниматься развитием благоприятного инвестиционного климата для трудящихся мигрантов на родине,
  • Ввести низкие ставки по кредитам и использованию денежных переводов для развития малого и среднего бизнеса внутри самого Кыргызстана,
  • Способствовать использованию денежных сбережений мигрантов в сельском хозяйстве,
  • Добиваться миграционной амнистии в РФ,
  • Исследовать возможности рынков труда в новых локациях, закл. Соглашения.

«Все это с использованием потенциала и приобретенных навыков и квалификаций возвращающихся мигрантов для развития бизнеса в стране», - сказала докладчица, отметив, что в целом необходимо уделять внимание разработке более эффективных механизмов вложений денежных переводов для устойчивого благополучия мигрантов и страны в целом. Об этом говорит и отмечающийся рост безработицы внутри страны, ведущий к тому, что после возвращения для мигрантов очень затруднительно найти альтернативные варианты трудоустройства в стране.

В ходе обсуждения после презентации участники узнали о том, как проходила выборка для интервью исследования, кто участвовал в исследовании и о национальных экспертах из стран региона. Докладчица сообщила, что выборка не была репрезентативной, поскольку цель изначально ставилась иная — использовать ответы для цитирования и получить общую картину происходящего. Если Фонд Зайделя в последующем выразит подобную заинтересованность, то, по словам эксперта, есть все возможности увеличить выборку респондентов.

Руководитель Совета по вопросам миграции при Торага ЖК КР Улан Ногойбаев добавил, что Совет по миграции ранее выразил готовность оказать содействие исследованию, поскольку представители Совета работают тесно с диаспорами в 20 субъектах России.

«Также Фонду Ханнсу Зайделя в ЦА было предложено поработать вместе, потому что у нас есть диаспоральные организации, которые должны быть задействованы, также есть полномочные представители Торага в Федеральных округах. И если мы привлечем на местах к полевым исследованиям наших представителей, то результаты будут более точными», - сообщил он.

Ногойбаев добавил, что у Совета имеется опыт в исследованиях, и в скором времени будет закончено исследование, затрагивающее диверсификацию трудовых потоков.

«К сожалению, опыт полевой работы был онлайн, но даже в этом режиме есть определенные четкие результаты. Мы также готовы работать в рамках следующего вашего исследования», - сказал руководитель Совета по вопросам миграции при Торага ЖК КР.

Затронутый в презентации пункт двойного гражданства также вызвал интерес у участников, а докладчик сообщила, что мигранты, безусловно, воспользуются этой возможностью для избежания различных рейдов, которые бывают частыми в городах РФ. «Естественно, это также режим труда национальных работников. Потому что многие наши мигранты не знают, что на них распространяется режим труда национальных работников. А тут они будут пытаться получить свои послабления и выгоды», - сообщила Злобина.

Со своей стороны доктор Майер поделился опытом Германии. По его словам, каждый регион, округ, ежегодно проводят исследования по миграции. «На сегодняшний день миграция в Германии составляет не менее 30%. Сейчас в мире наблюдается хаотичная миграция. Мигрируют со стран Африки, Центральной Азии и других стран. Основной приоритет - это страны Европы. Хаотичная миграция вызывает много проблем. В этой связи нужно планировать миграцию, изучать ее и контролировать ее. Я считаю, что для Кыргызстана исследования миграции являются очень важными. Мы будем помогать в проведении исследований по теме миграции, уже ведется работа в этом направлении. Повторюсь, что трудовая миграция для КР является весьма серьезным вопросом. Кроме этого, в республике есть также вопрос переселенцев из Афганистана и Таджикистана. В самом Кыргызстане есть много желающих эмигрировать в Европу или США. Это еще раз доказывает, что нужны исследования, изучения и анализ миграции», - сообщил глава Фонда Ханнса Зайделя в ЦА доктор Майер.

Депутат Жогорку Кенеш Фарходбек Алимжанов сообщил, что фракция, в которой он состоит, инициирует программу «Аргымак», согласно которой планируется обучать молодежь Кыргызстана современным знаниям и навыкам. «Нужен баланс. Как видите, у России сейчас проблемы, по причине чего наши мигранты оказались в трудном положении, а если трудовые мигранты начнут уезжать в другие страны, то благодаря этому получим сбалансированность. Мне очень понравились слова доктора Майера о планируемой миграции. Поэтому нужно давать современные знания нашим гражданам, чтобы они могли работать на более оплачиваемой работе в других странах мира», - поделился он.

Глава Госагентства по госслужбе и МСУ Эльчибек Жантаев рассказал о том, что ведомство делает в вопросе миграции. По его словам, продолжается работа по программе «Санарип аймак», благодаря чему в последующем можно будет сказать точно о числе мигрантов, выбывающих из региона и куда. «Несмотря на положительные стороны плановой миграции, имеются и отрицательные: мы не можем сказать сможет ли государство принять всех мигрантов, трудящихся за границей, в случае если в странах пребывания произойдут какие-либо резкие изменения, и наши мигранты решат вернуться на родину. И для выработки антикризисных мер нам необходимо знать точную цифру мигрантов по странам, - сказал он.

Замминистра Госслужбы миграции Жылдыз Полотова выразила благодарность докладчице за представленную презентацию, и Фонду за проведение мероприятия. По ее словам, ведомством ведется полномасштабная работа в рамках новой Концепции, выработке антикризисных мер и поддержке мигрантов. Замминистра также сообщила, что доклад станет хорошей помощью для ведомства в работе по обозначенным темам презентации.

Глава отдела МСУ столичной мэрии Курманбек Молдокулов обратил внимание на то, что помимо внешней миграции также есть и внутренняя миграция, которая меняет образ столицы. Он сказал о необходимости поднятия регионов с целью приостановления внутренней миграции, а также чтобы регионы были сильными и там были рабочие места. «Если начать с поднятия регионов, то можно будет замедлить внутреннюю миграцию, что в последующем повлияет на внешнюю. Это вопрос безопасности», - сказал Молдокулов.

Олег Тарбинский, эксперт по вопросам МСУ, сказал, что в Концепции миграционной политики нужно заложить момент о критической массе мигрантов. «Данный аспект мало кто исследовал. И на этот момент в миграционной Концепции необходимо обратить внимание», - сказал эксперт.

Глава АУГПР КР Алмазбек Акматалиев указал, что образ мигранта в настоящее время сильно отличается от того, который можно было наблюдать десять лет назад. По его словам, в настоящее время мигрант воспринимается обществом уже как богатый человек, который вкладывается в свои села, районы, принимает участие в социальных проектах. «На мой взгляд, внешняя миграция сделала качественный скачок. Не секрет, что миграция уже стала политизироваться, создаются партии, которые основываются на мигрантах. Не зря все наши политики едут в Москву и встречаются там с нашими соотечественниками. Это тоже хорошо, это говорит о том, что они не оторваны от своей родины. Мне нравится и то, что президент и Кабмин начинают уделять серьезное внимание мигрантам, принимать госпрограммы и указы, а также говорить о том, что это наши граждане и надо их возвращать», - говорит он.

Другой момент, на который также обратил внимание ректор Академии госуправления, это то, насколько мигранты, находящиеся за границей, перестают быть кыргызами. Этот вопрос, по словам Акматалиева, не исследован. Другой вопрос - это двойное гражданство, которое также требует исследования на предмет положительности для кыргызстанцев.

Глава Тяньшаньского аналитического центра при АУЦА Канат Султаналиев, говоря по работе над докладом, сказал, что командой была проделана очень большая работа, и что тематикой миграции центр занимается уже много лет. «Мне бросилось в глаза, что в этом году в этом отчете количество наших мигрантов в России, которые планируют остаться там навсегда, стало больше всего. Раньше такого не было. Мне кажется, что это тревожная тенденция. Не хотелось бы терять наше трудовое население в других странах», - сказал он, добавив, что хотел бы обратится к властям с просьбой приложить больше усилий для создания условий мигрантам, чтобы они могли остаться на родине и приносить пользу стране.

Проректор МУК Мухтар Молдалиев также обратил внимание на то, что число желающих покинуть страну людей увеличивается. Как пример он привел тот факт, что в этом году на лотерею «Грин кард», разыгрываемую властями США, подало примерно 400 тысяч кыргызстанцев. Раньше, по его словам, было значительно меньше заявок. «Необходимо быстрее провести исследование, чтобы понять, почему происходит так и люди с семьями стремятся покинуть страну», - сказал он.

Главы столичных районов отметили, что миграция действительно остается серьезной проблемой, и что на уровне районных администраций ведутся всевозможные работы по улучшению качества внутренней миграции.

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий