Исполнительный председатель Швейцарско-Центрально-азиатского Делового Совета Валерий Тутыхин рассказал агентству «Кабар», почему Кыргызстан должен успеть внедрить систему блокчейн-технологии, что она даст стране и как привлечь через нее инвестиции в страну.
- Что такое блокчейн-технологии и как их применять?
- С технической точки зрения, блокчейн - это очень оригинальная технология гарантированного сохранения данных. Она основана на криптографии, то есть на шифровании и позволяет вести любой реестр таким образом, что информацию в нем нельзя удалить или изменить. Для ее надежной работы нужна сеть компьютеров, поэтому фактически это технология для сети интернет.
В 2007 году было придумано, что на блокчейне можно выстроить систему гарантированных расчетов, надежно сохраняя в компьютерной сети данные о том, сколько у одного пользователя условных расчетных единиц, сколько их перешло к другому, и так далее. Так родился известный всем биткоин.
- Что такое биткоин, и какое он имеет отношение к блокчейну?
- Биткоин и любые другие криптоактивы это просто записи в электронном реестре, который одновременно ведется на большом числе компьютеров. При этом он очень надежно защищен от фальсификации оригинальной системой шифрования. Сам реестр абсолютно открыт для всех, но его участники могут быть анонимными.
Из-за технологически гарантированной анонимности биткоины раньше активно использовались для расчетов, где люди обменивались нелегальными и полулегальными товарами. Сейчас доля нелегальных расчетов там не больше, чем в обычных деньгах.
Дело в том, что через несколько лет эту условную расчетную единицу стали очень грамотно раскручивать в мировых СМИ и интернете, так что многие поверили, что она сама по себе является ценностью, при этом может расти в цене. И люди стали покупать за настоящие деньги эти виртуальные единицы - не для расчетов, а в надежде их потом с прибылью перепродать. Так был запущен ажиотаж вокруг биткоина, который не прекращается до сих пор.
Я хочу подчеркнуть, что реальной ценностью биткоин не обладает. Это просто запись в реестре, за ней ничего нет, кроме вычислительных усилий, которые нужно потратить на поддержание самого реестра. С другой стороны, любые деньги обладают ценностью только тогда, когда на них можно гарантированно что-то купить. В этом смысле, пока в интернете люди что-то продают за биткоины, биткоин будет ничем не хуже денег.
Биткоин-пузырь, скорее всего, сдуется за один-два года. Но мы все равно благодарны этому ажиотажу, потому что из-за него в развитие технологии блокчейн были влиты большие деньги. Он сделал блокчейн популярным.
Мы провели в Кыргызстане правовой анализ на предмет того, насколько законодательство страны соответствует возможностям развития технологий на основе блокчейна. Сейчас задача Республики заключается в том, чтобы привлечь в страну иностранные деньги и специалистов. И мы рады, что вывод исследования был, что наше законодательство совершенно для этого адекватно, вся коммерция, основанная на этой технологии, может развиваться беспрепятственно.
Является ли блокчейн стратегическим бизнесом для государства? Не думаю. Интерес к криптоактивам может со временем уйти, но останется финансовый капитал, технологии, люди, наработанные схемы инвестиционного сервиса.
К тому же, одной из реально удобных технологий бизнеса на блокчейн, помимо упрощения финансовых расчетов, является еще и возможность упрощенного сбора финансирования для молодых компаний. Мы говорим о развивающейся в мире системе ICO, которая занимается сбором денег в обмен на "электронные монеты". Если ее совместить с государственным регулированием, это мощный инструмент для привлечения денег стартапами, и покровительствовать его развитию - очень выгодно для государства.
- Как вы намерены использовать блокчейн-технологии в Кыргызстане?
- Для начала мы хотим использовать эти технологии для развития фондовой биржи. Биржа здесь задыхается от недостатка ликвидности. Больших свободных денег на ней нет, и они ни откуда не появятся, потому что сам Кыргызстан не предоставляет достаточного числа инвестиционных возможностей. Здесь всего три сотовые компании, есть какие-то горные проекты на начальной стадии. Но прежде чем горные проекты выйдут на интересный оборот и начнут платить дивиденды, проходит минимум 5-7 лет. Есть тут компания "Шоро" - ее бумаги торгуются на бирже. Но завтра не появятся же в стране еще десять таких компаний?
Единственная для Кыргызской Республики возможность наполнить фондовый рынок деньгами – это дать возможность иностранным инвесторам покупать иностранные же активы, через кыргызский фондовый рынок. То есть продавать иностранным инвесторам услугу по использованию местной инвестиционной инфраструктуры. Как делает Кипр, например. Но чтобы биржа развивалась в этом направлении, нужны эти технологии.
Мы можем попробовать через блокчейн усовершенствовать архаичную систему купли-продажи ценных бумаг на фондовом рынке. Как я уже говорил, блокчейн-технологии позволяют поддерживать реестр чего угодно так, что его невозможно изменить. При правильно программировании на нем можно также реализовать расчеты более быстрые и дешевые, чем на базе обычных технологий. Эта два его столпа. А в Кыргызстане до сих пор система расчетов по ценным бумагам требует частично бумажного оформления - как минимум, в общении с реестродержателем. В системе три участника - биржа, Центральный депозитарий и держатель реестра. Их можно постараться соединить этой электронной системой.
Для работы в этом направлении в Кыргызстане есть законодательство об электронной цифровой подписи, которая может быть реализована на любом надежном криптографическом алгоритме. В том числе и через блокчейн. Феномен 21 века заключается в том, что надежному электронному источнику гораздо больше доверия, чем бумаге. И хорошо, что в Кыргызстане это уже и на уровне гражданского законодательства, и на уровне технического регулирования признано и разрешено.
Так что первое, что мы хотим сделать, это помочь фондовому рынку дотянуть свою инфраструктуру до современного уровня. И это является обязательным условием, чтобы привести иностранные деньги в страну. Без инфраструктуры будет сложно.
Много денег для этого не потребуется. Возможно, сотни тысяч долларов, может даже меньше миллиона. И в принципе, это все быстро окупается при хороших иностранных оборотах, то есть это не грантовый, это коммерческий проект. Недавно прочитал, что оборот московской биржи составляет 35 триллионов рублей, то есть 40 триллионов сомов в год. Оборот на нашей фондовой бирже составляет пока всего десятки миллионов долларов, по-моему.
Еще один из способов завести сюда иностранные обороты – дать возможность иностранным клиентам торговать здесь криптоактивами. Появилось множество крипто-инструментов (токенов), которые привязаны к реальным проектам или обеспечены реальными ценностями, в отличие от биткоина. По инвестиционной ценности они не сильно отчитаются от качественных ценных бумаг. Законодательство позволяет различные виды этих активов покупать и продавать через фондовую и товарную биржи.
- Как развиваются блокчейн-технологии в регионе Центральной Азии?
- Эти проекты развиваются не только в Кыргызстане. Главная страна, которая будет конкурировать в этом направлении с Кыргызстаном, это Узбекистан. Потому что в Узбекистане на государственном уровне заявили, что будут развивать криптоэкономику. И что Узбекистан хочет стать криптосталицей Центральной Азии. Президент ШавкатМирзиёев заявил, что до осени законодательство страны будет гарантированно поддерживать этот бизнес.
В Казахстане пока не определились, что они хотят поддерживать, а что нет. На технологическом уровне блокчейн хорошо развивается, там недавно Центральный банк специальное приложение для граждан выпустил на блокчейне, чтобы им легче было торговать местными ценными бумагами. "Майнинг" они пока думают - поддерживать или нет. Хотя я считаю, что вреда от него никакого нет, да и вместе с этими майнерами приходят технологии, деньги, специалисты, а за ними следуют местные заработки и налоги для государства.
Беседовала Мехриниса Сулайманова
Комментарии
Оставить комментарий