• 87
  • 90.43
  • 0.88
  • 0.17

В школах Кыргызстана с 2022–2023 учебного года вводится предмет «История развития религий»

Президент 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 08.06.22. /Кабар/. Президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал Указ «О введении в общеобразовательных организациях КР предмета «История развития религий», сообщает пресс-служба главы государства.

Конституция КР гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, запрещает установление какой-либо религии в качестве государственной или обязательной, обеспечивает отделение религии и всех культов от государства, вводит запрет на вмешательство религиозных объединений и служителей культов в деятельность государственных органов.

Государство целенаправленно и дифференцированно выстраивает свои отношения с религиозными объединениями с учетом принципа их равенства перед законом и реальных общественных потребностей. В своей культурной и образовательной политике государство учитывает вклад религий в общенациональную культуру Кыргызстана, поскольку эффективность взаимоотношений государства и религии является важным аспектом обеспечения стабильности и развития демократического общества.

Законодательство КР по вопросам религии и образования в целом соответствует мировым стандартам в данной сфере, в первую очередь оно реализует целый ряд международных правовых конвенций, участником которых является Кыргызстан. Среди основополагающих документов в этой сфере можно назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 года, а также Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 года.

В 1990-е годы большая часть верующих принадлежала к двум конфессиям: суннитский ислам ханафитского мазхаба и православное христианство. Однако за период независимости на территории страны начали проводить активную деятельность и другие религиозные организации, распространяющие идеи различных новых для постсоветских стран христианских, исламских направлений и мировоззренческих течений.

Традиционно исповедуемый народами Центральной Азии ханафитский мазхаб отличается от других мазхабов и течений ислама тем, что в силу своей веротерпимости не противопоставляет исламские ценности национальным традициям и обычаям, имеет идеологическую основу для развития партнерства с государством. Данное направление, которого придерживается большинство граждан Кыргызской Республики, исторически доказало способность к веротерпимости, добрососедству, взаимоуважению в условиях этнического и религиозного многообразия.

Вместе с тем в последние годы наблюдается осложнение социально-политической ситуации из-за роста религиозного экстремизма и радикализма как во всем мире, так и в регионе Центральной Азии. Данная тенденция влечет за собой опасность распространения насилия и экстремистской деятельности, угрожающей национальной безопасности государства.

Необходимо, не отождествляя религиозный экстремизм и терроризм с религией в целом, противодействовать ее радикальным формам. В Кыргызской Республике законом запрещаются радикальные религиозные идеологии, включающие публичную пропаганду смены конституционного строя, замены светской системы на теократическую.

Возросший интерес к религии, ее роли в истории, культуре и повседневной жизни Кыргызстана породил массовую потребность в объективных научных знаниях о религии. Эту потребность призвана удовлетворять система светского религиоведческого образования в структуре школьного образования.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в религиозной сфере, в том числе, является повышение уровня религиоведческого образования и просвещения. Для этого государство должно внедрить в систему школьного образования изучение соответствующего предмета по религиоведению, разработать курсы повышения квалификации и переподготовки для учителей и сотрудников профильных государственных органов, институтов гражданского общества и других заинтересованных сторон.

Изучение истории развития религии в общеобразовательных организациях республики должно включать следующие моменты:
– преподавание должно основываться на современных научно-методологических подходах;
– предоставление знаний о мировых и традиционных для нашей страны религиях должно помочь ученикам в понимании мира, его культуры и духовной стороны жизни человека;
– знание основ традиционных религий играет важную роль в формировании, поддержке и сохранении национальной идентичности, профилактике идеологии экстремизма и нетерпимости.

Религиоведческое образование в общеобразовательных организациях республики должно стать составной частью гуманитарного образования, дать подрастающему поколению и молодежи объективные научные знания о религии, ее истории и роли в жизни человечества, его культуре, духовно нравственной сфере.

Учитывая вышеизложенное, в целях реализации государственной политики в области религиоведческого образования, руководствуясь статьями 66, 71 Конституции Кыргызской Республики, постановляется:

1. Ввести в базисный учебный план с 2022–2023 учебного года предмет «История развития религий» для учащихся 9-х классов общеобразовательных организаций КР независимо от типов и форм собственности.

2. Кабинету министров КР в установленном порядке:
– доработать, провести экспертизу и издать ранее разработанный учебно-методический комплекс «История развития религий» для 
9-х классов;
– разработать, провести апробацию и экспертизу, издать учебно-методический комплекс «История развития религий» для 7-8-х классов;
– предусмотреть бюджетные места в соответствующих учебных заведениях, предоставляющих образование по специальности «Религиоведение», с дополнительной смежной квалификацией, востребованной на рынке труда;
– выделить необходимые средства Министерству образования и науки КР для реализации мероприятий, указанных в настоящем пункте, с внесением соответствующих изменений в Закон КР «О республиканском бюджете КР на 2022 год и прогнозе на 2023-2024 годы»;
– выделять на ежегодной основе Министерству образования и науки КР необходимые средства для поэтапного внедрения предмета «История развития религий» в общеобразовательных организациях республики;
– принять иные меры, вытекающие из настоящего Указа.

3. Установить, что:
– право ведения предмета «История развития религий» предоставляется:

  • лицам, не имеющим отношения к религиозным сектам и течениям, имеющим высшее теологическое образование и сертификат о прохождении повышения квалификации или переподготовки в области педагогики, психологии и методики преподавания;
  • в случаях нехватки кадров лицам, имеющим педагогическое образование с квалификацией «учитель истории», прошедшим соответствующую педагогическую квалификацию;

– допуск лиц к ведению предмета «История развития религий» осуществляется по итогам проверочных мероприятий, проводимых Государственным комитетом национальной безопасности КР и Министерством внутренних дел КР.

4. Министерству образования и науки КР:
– обеспечить поэтапное внедрение предмета «История развития религий» для учащихся 7-9-х классов общеобразовательных организаций КР независимо от типов и форм собственности;
– разработать учебный курс/модуль по повышению квалификации и переподготовки преподавателей для ведения указанного предмета 
в установленном порядке.

5. Государственному комитету национальной безопасности КР и Министерству внутренних дел КР совместно с соответствующими государственными органами выработать и реализовать меры, вытекающие из пункта 3 настоящего Указа.

Комментарии

Оставить комментарий