• 87
  • 91.26
  • 0.84
  • 0.17

ИАЦ "Кабар". В Кыргызстане «вымирает» горный туризм?

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Сегодня, в агентстве «Кабар» состоялась пресс-конференция на тему проблем в горном туризме в нашей стране. Как оказалось, в этом году, ситуация по уровню соей сложности побила все предыдущие рекорды.

Туристические агентства бьют тревогу. Неужели, Кыргызской Республике – знаменитой на весь мир своими горными красотами придется «забыться» из-за элементарного отсутствия необходимой техники для развития туризма?

Первым делом вертолеты

Как сообщили члены Кыргызской ассоциации туроператоров (КАТО), на протяжении многих лет представители туристического сообщества сотрудничают с Генштабом Вооруженных сил КР в области развития горного туризма, путем использования вертолета МИ-8 МТВ, в целях обеспечения безопасности пребывания туристов в горных районах, а именно проведения поисково-спасательных операций, в случае возникновения несчастных случаев, а также для заброски альпинистов в труднодоступные горные районы нашей страны.

Других вертолетов, отвечающих всем техническим характеристикам полетов в условиях высокогорья нет.

«На сегодняшний день туризм по горным маршрутам в Кыргызстане достиг высокого уровня в сравнении с соседними странами СНГ, так как основной причиной приезжающих туристов является – гарантия безопасности. Именно наша страна способна обеспечить организацию поисково-спасательных работ в условиях горной местности на высоком уровне, таким образом, у туристов появилась уверенность, что в Кыргызстане при любых нечастных случаях (лавине, камнепадах, срывах) они будут спасены», - сказала член КАТО Елена Калашникова.

Отметим, ежегодно, Кыргызстан принимает альпинистов и треккенгеров более чем из 60 стран мира, проводится более 25 поисково-спасательных работ в горной местности. 2017 год был особо успешным для представителей туристического сообщества.

«За последние несколько лет произошел большой скачок в развитии альпинизма и других активных программ, но и впервые стали популярными зимние активные программы, такие как хелиски, скитуры, а также Альп сборы в ущелье Ала-Арча, что очень радует, так как мы отходим от сезонности туризма и выходим на новый уровень в развитии туризма», - сказала Калашникова.

Поставили перед фактом

Со слов членов ассоциации, только в апреле этого года, то есть, менее чем за месяц до начала туристического сезона в Генштабе КР сообщили, что не смогут предоставить вертолет МИ-8 МТВ на период турсезона 2018 года из-за отсутствия технически исправного борта – срок эксплуатации предыдущего завершен. А значит, проводить поисково-спасательные работы, а также осуществлять заброску альпинистов и всего необходимого для экспедиции на пики Хан-Тенгри и Победы не предоставляется возможным.

«Это значит, что туристический сезон в сфере экстремального и горного туризма не состоится без наличия вертолета. Потеряв один сезон, очень сложно будет восстановить весь поток туристов в данном направлении. К слову, этот поток самый большой», - сказали члены КАТО.

Со слов Елены Калашниковой, ремонт двигателей не завершен к началу турсезона из-за необходимости соблюдать весь технический процесс. В связи со сложившейся ситуацией было решено арендовать двигатель у Казахстана на два месяца. Члены ассоциации отметили, что все расходы при этом, понесет туристическое сообщество и на бюджете страны это никак не отразится. К тому же, во время аренды, Министерство обороны сможет беспрепятственно пользоваться вертолетом в случае необходимости.

В чем проблема?

Как утверждает Калашникова, решение об аренде выгодное для всех, однако вопрос не решается уже несколько долгих месяцев из-за бюрократических проволочек:

  • Генштаб не взял на себя ответственность, чтобы разрешить поставить арендованный двигатель на их вертолет, а потребовал распоряжения правительства.
  • Проект распоряжения правительства проходит длинное и долгое согласование по 11 министерствам.
  • Департамент туризма не берет на себя ответственность и не лоббирует предписание данного распоряжения, а запускает его по стандартной процедуре без ускорения.

«В настоящий момент подписано распоряжение только с 8 министерствами, до остальных 3, документы так и не дошли. Военная прокуратура выразила несогласие, ссылаясь на то, что если нерабочий борт будет предоставлен для перевозки туристов, ослабится обороноспособность страны. Но пока решается вопрос с распоряжением, можно ведь начать работу по заброске альпинистов на Хан-тенгри, этим мы по крайней мере, не покажем срыва сезона», - рассказала член КАТО Елена Калашникова.

Она также добавила, что Республика Казахстан сделала официальный запрос на разрешение посадки в необходимых точках района пика Хан-тенгри, которые расположены на территории КР для перевозки кыргызских туристов, на что Генштаб ответил, что пролеты иностранных судов на приграничной территории КР запрещены с 1 по 6 июля и возможно сроки еще продлят.

Как уверяют члены КАТО, туристический сезон невозможно провести без вертолета и самое главное – невозможно обеспечить безопасность туристов в горах.

Убытки

В настоящий момент по горным программам предварительно заявлены более 5 тыс. человек из 18 стран. Ежегодно, в летний сезон проходит 28-30 спасательных операций, основная масса – 85% приходится на летний период, остальные 15% - на весь год.

«Мы можем потерять порядка 15 тыс. туристов со всего мира. А каждый из них тратит у нас в стране порядка 1-1,5 тыс. евро за отдых. За каждый спасательные операции мы платим до 30 тыс. долларов. Например, 1 час такого отдыха стоит примерно 3 тыс. долларов», - сказала заместитель председателя Федерации альпинизма КР Владимир Бирюков.

Он также добавил, что средний оборот по горным приключенческим программам составляет примерно 200-250 тыс. долларов за сезон.

«Отметим, что убытки в случае не решения проблемы понесет не государство, а только турсообщество. Все необходимые отчисления мы будем продолжать вносить в республиканский бюджет на прежних условиях. Только помочь нам в этом никто не хочет», - прокомментировал Бирюков.

Члены КАТО готовы «раскошелиться» на арендную плату соседнему Казахстану за двигатель вертолета, хотя и цену завысили в 2,2 раза в связи с безвыходным положением Кыргызстана. Так как приобрести новый вертолет стоимостью 17 млн долларов не предоставляется возможным. Члены ассоциации подчеркнули, что даже если на покупку «скинуться» все туристические агентства, денег просто не хватит.

Последствия

В связи с вышеизложенным, выступающие отметили, что сейчас решается вопрос не только о деньгах, самое главное – потерять репутацию у всего мира и попасть в нежелательный черный список.

«Имидж Кыргызстана полностью дискредитируется и туристическое сообщество будет долго убеждать своих клиентов и партнеров вернуть свое доверие. Есть риск попасть в черный список стран, не рекомендованных к посещению. Мы рассчитываем на смену государственной политики в сфере бизнеса», - заявили представители ассоциации.

ИАЦ «Кабар»
Елена Цой

Комментарии

Оставить комментарий