• 86.5
  • 91.43
  • 0.87
  • 0.17

В Кыргызстане предлагают создать фонд, который будет заниматься только строительством госжилья для бездомных

Парламент 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 04.10.21. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 4 октября 2021 года выносится законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс КР». Инициатор депутат Жогорку Кенеша Мирлан Жээнчороев.

Согласно справке-обоснования, по официальным данным, в 1991 году обеспеченность жильем в республике составляла 12,2 кв. м на одного человека и в настоящее время этот показатель остается на том же уровне. Максимальный показатель обеспеченности граждан жильем в Кыргызской Республике за последние 25 лет составлял 15,7 кв.м в 2010 году. Для сравнения: в 2012 году в Республике Беларусь на одного человека приходилось 25,4 кв. м жилья, в России - 23,4 кв.м, в Казахстане - 19,6 кв.м, в Китае - 27 кв.м. В других странах эти показатели еще выше: в Норвегии - 74 кв. м (2006 г.), США - 69,7 кв.м (2010 г.), Дании - 50,6 кв.м (2003 г.). Для достижения показателей обеспеченности жильем в КР до уровня соседних республик (18 кв.м на человека) требуется построить жилье общей площадью 30,25 млн кв.м (около 7446 крупнопанельных многоквартирных домов). По показателям индекса доступности жилья ООН, Кыргызстан заметно отстает от соседних стран.

Большая часть граждан, желающих улучшить свои жилищные условия или не имеющие жилья, старается приобрести жилье в собственность. Но ввиду отсутствия достаточных финансовых средств многие из них ориентированы на получение ипотечного кредитования. Однако и этот способ не может удовлетворить граждан в виду того, что факторами, влияющими на недоступность ипотеки для подавляющего большинства граждан, являются: высокие процентные ставки по ипотечным кредитам ввиду высокой стоимости ресурсов, используемых банками; высокий уровень необходимых официальных доходов для заемщиков, который приводит к снижению доступности к кредитам для большинства граждан; высокая стоимость жилья недвижимости на первичном и вторичном рынках вследствие ориентированности строительных компаний на получение максимальной прибыли за счет строительства жилья «элитного класса» либо строительство на условиях «под самоотделку».

По данным Департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество при Государственной регистрационной службе, по состоянию на апрель 2016 года, наиболее высокий уровень цен на жилую недвижимость наблюдался в городах Бишкек, Ош и Джалал-Абад. Средняя стоимость за 1 кв.м. жилого помещения в многоквартирном доме составляла в городах Бишкек - 46258 сомов, Джалал-Абад - 38650 сомов, Ош - 38634 сома. Расчеты были произведены на основании договорных цен купли-продажи между покупателем и продавцом. При этом среднерыночная стоимость 1 кв.м. вторичного жилья в городе Бишкек (типовые многоквартирные дома 104, 105, 106 серий) составляла 60000 сомов, а среднерыночная стоимость 1 кв.м первичного жилья под самоотделку (индивидуальные и типовые проекты эконом-класса) составляет 40000 сомов. Указанные факторы воздействуют комплексно, усиливая друг друга: финансовых возможностей граждан недостаточно для исполнения обязательств по ипотечному кредиту, а для банков этот сегмент кредитного рынка содержит повышенные риски, что влияет на ужесточение условий ипотечного кредитования.

В следствие недоступности ипотечного кредитования, большая часть нуждающихся в жилье граждан вынуждены пользоваться арендным жильем, которое предлагается на рынке жилья только частным сектором. В некоторых исследованиях в области социального жилья выявлено, что значительная часть людей по всему миру перегружены затратами на жилье. Вследствие этого, лица с низким уровнем доходов располагают крайне ограниченными средствами на продукты питания, здравоохранение и образование. Нехватка жилья в целом и социального жилья в частности является одной из основных проблем, с которой сталкиваются многие государства, в том числе и Кыргызстане.

В этой связи был подготовлен проект закона «О социальном жилье», который предлагает правовые механизмы для организации строительства и предоставления социального жилья преимущественно уязвимым группам населения.

В законопроекте предлагается механизм реализации положений Жилищного кодекса КР, принятый в 2013 году, о возможности реализовать права граждан на получение жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В законопроекте указывается необходимость учреждения Фонда жилищного строительства, как необходимого самостоятельного агента Правительства для привлечения специальных средств для строительства только государственного жилья с целью обеспечения им самых уязвимых групп населения, а именно бездомных людей, которые не имеют в своей собственности и в собственности членов семьи, проживающих совместно, жилья и земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. Более того законопроект уточняет, что эти граждане относятся преимущественно к группе лиц, имеющих преимущественное право на получение жилья. Это дети-сироты, вышедшие из интернатных учреждений, лица с ограниченными возможностями здоровья, многодетные матери и т.д.

Законопроект предлагает разрешение проблемы постановки на учет граждан для получения жилья путем введения электронной очереди и системы мониторинга и оценки деятельности Фонда развития жилищного строительства, который будет вести единый учет граждан для получения социального жилья, вести единый учет жилых помещений социального жилья, осуществлять анализ потребностей в социальном жилье, разрабатывать социальные жилищные программы, чтобы привлекать предложения частного сектора для передачи ими жилых помещений в качестве социального жилья и т.д.

Важным в законопроекте является взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления для обеспечения граждан социальным жильем, которое предусматривает ведущую организационную роль в привлечении средств, строительстве социального жилья, анализе потребностей граждан Фонда развития жилищного строительства и вспомогательные роли в предоставлении социального жилья, информировании граждан о содержании социальных жилищных программ, принятия на первичный учет граждан, как нуждающихся в социальном жилье – местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

В законопроекте уделяется внимание и на управление социальным жильем, так как бремя содержания социального жилья возлагается на собственника, то есть на государство или органы местного самоуправления. В этой связи этот процесс согласуется с положениями Жилищного кодекса КР, который предполагает для этого создание государственного или муниципального предприятия, или передачу в управление управляющим или другим организациям. Если жилое помещение, находящееся в частной собственности, было передано в качестве социального жилья, то управление им может осуществляться по договору, составленному между местной государственной администрацией или исполнительным органом местного самоуправления и собственником жилого помещения.

Законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс КР» был подготовлен в реализацию законопроекта «О социальном жилье». В него вносятся положения, направленные на гармонизацию положений двух законов, где закон «О социальном жилье» будет специальным законом. Вносятся дополнения по полномочиям Правительства, местных государственных администраций и исполнительных органов местного самоуправления, которые несколько расширяются в связи с введением рынка социального жилья.

Исключается сложившееся внутреннее противоречие между положениями части 3 статьи 43 и частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса, которое относит детей-сирот сначала в статье 43 к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в первоочередном порядке, а в статье 44 – во внеочередном порядке.

Комментарии

Оставить комментарий