Бишкек, 16.03.21. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство сельского, водного хозяйства и развития регионов КР выносит на общественное обсуждение проект постановления правительства «О введении временного запрета на вывоз (экспорт) минеральных удобрений из Кыргызской Республики за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза».
Согласно справке-обоснованию, целью данного проекта является своевременное и полное обеспечение сельского хозяйства республики минеральными удобрениями на период проведения весенне-полевых работ путем введения сезонного запрета на вывоз из Кыргызстана за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
Основные поставки минеральных удобрений в Кыргызскую Республику осуществляются из Республики Узбекистан по существующему Соглашению между Правительствами Кыргызской Республики и Республики Узбекистан о сотрудничестве в области поставок минеральных удобрений. Ежегодная квота составляет 100,0 тыс. тонн, из них на сезон весенне-летних работ - 60,0 тыс. тонн, оставшаяся часть - 40,0 тыс. тонн на осенне-зимний период. Кроме этого, 30-35 % от общего поступления удобрений, поставки осуществляются из Российской Федерации и Республики Казахстан.
Ежегодно, на проведение весенне-полевых работ и своевременного обеспечения сельского хозяйства республики, в осенне-зимний период поставщиками в республику завозится до 30,0-40,0 тыс. тонн минеральных удобрений. К началу посевных работ, до 1 марта стратегический запас должен составлять не менее 45,0-50,0 тыс. тонн удобрений. При наличии в республике этого запаса, угроза срыва подкормки озимой пшеницы, главного продовольственного продукта, минимальна.
Казалось бы, такой график поставки удобрений должен был обеспечить фермеров удобрениями в полном объеме, однако на самом деле к моменту начала проведения полевых работ в южных областях возникает дефицит удобрений, вызванный их реэкспортом в Республику Таджикистан.
Такая ситуация стала возможной вследствие свободного перемещения товаров в соседнюю страну. Пользуясь тем, что наступление весенне-полевых работ в Республике Таджикистан начинается раньше, чем в Кыргызстане и из-за высокого спроса и высоких цен на минеральные удобрения в соседней республике, перекупщики скупают оптом и розницу удобрения на местах и перепродают за пределы республики.
По информации региональных структур Министерства сельского, водного хозяйства и развития регионов и местных фермеров, за последние годы в южных областях республики сложилась организованная группа перекупщиков удобрений, нефтепродуктов и других товаров сельскохозяйственного назначения, деятельность которой создает реальную угрозу сельскому хозяйству по обеспечению удобрениями, ГСМ и запасными частями. Особенно тяжелая ситуация с поставками удобрений возникла к началу проведении весенне-полевых работ 2021 г., когда большой объем заготовленного в осенне-зимний период стратегического запаса удобрений был реэкспортирован в Республику Таджикистан не только из южных, но и северных областей.
Следует отметить, что во всех соседних республиках, на время проведения весенне-полевых работ до насыщения внутреннего рынка, всякая свободная торговля удобрениями, нефтепродуктами, запасными частями сельскохозяйственного назначения за пределы границ государств временно ограничивается, за исключением международных договоров и соглашений.
Учитывая, что в Кыргызской Республике отсутствует собственное производство минеральных удобрений и весь импортируемый объем в зимне-весенний период направлен на создание и сохранение стратегического запаса удобрений, необходимого для успешного проведения весенне-полевых работ, требуется введение временных сезонных ограничений на вывоз минеральных удобрений в соседние республики, за исключением других видов удобрений не являющихся минеральными, а также следующих транзитом через территорию Кыргызской Республики. Аналогичной точке зрения на данную проблему поддерживаются отечественные компании Кыргызской ассоциации поставщиков удобрений, обеспечивающие сельское хозяйство республики минеральными удобрениями.
В соответствие со статьей 29 Договора о ЕАЭС, члены ЕАЭС во взаимной торговле товарами, вправе применять ограничения (при условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли) в случае, если такие ограничения необходимы для:
- охраны жизни и здоровья человека;
- защиты общественной морали и правопорядка;
- охраны окружающей среды;
- охраны животных и растений, культурных ценностей;
- выполнения международных обязательств;
- обеспечения обороны страны и продовольственной безопасности государства-члена.
Учитывая ежегодно складывающуюся негативную ситуацию при проведении весенне-полевых работ и необходимость создания стратегического запаса минеральных удобрений и поддержания продовольственной безопасности страны на высоком уровне, Министерство сельского, водного хозяйства и развития регионов КР вносит на рассмотрение проект распоряжения правительства «О введении сезонного запрета на вывоз (экспорт) минеральных удобрений из Кыргызской Республики за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза».
Комментарии
Оставить комментарий