Бишкек, 22.04.21. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 21 апреля 2021 года выносится законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (Закон КР «О рекламе», «Об организации питания учащихся в общеобразовательных организациях»).
Инициатор: депутат Жогорку Кенеша Евгения Строкова.
Согласно документу, законопроект подготовлен в целях создания условий для реализации прав детей на здоровое питание и ограничения маркетинга неполезной пищевой продукции с высоким содержанием соли, сахара и жиров.
Согласно данным ВОЗ (Европейское региональное бюро), в Кыргызстане более чем в 85% случаев рекламы продуктов питания для детей и подростков происходит маркетинг нездоровых пищевых продуктов. При этом в каждой пятой рекламе продуктов, не разрешенных для рекламы среди детей, используется слово «здоровье» в качестве побудительной мотивации, что, несомненно, вводит в заблуждение потребителя.
В КР потребление соли - одно из самых высоких в мире, согласно оценкам, более чем в 2,5 раза выше, чем рекомендованное количество ВОЗ, и трансгенных жирных кислот (ТЖК). Так, по данным совместного выборочного исследования МЗ КР и ВОЗ (2016), за счет одной усредненной порции еды домашнего приготовления и из сети общественного питания жители страны получают от 70,8 до 170,4% ТЖК и 82,9-99,0% ‒ соли от рекомендуемого максимального ежесуточного их потребления. С избыточным поступлением в организм человека ТЖК, сахара и соли связано развитие избыточной массы тела и ожирения, заболеваний сердца и сосудов (высокое артериальное давление, инфаркт, инсульт и др.), диабета 2-го типа и некоторых форм злокачественных новообразований (Проект FEEDcities Среда питания в городах Восточной Европы и Центральной Азии – Кыргызстан Технический доклад, Август 2017 г.).
Однако в стране не предпринято никаких усилий по снижению содержания соли в пищевых продуктах, чтобы снизить высокий уровень распространенности артериальной гипертензии.
Мероприятия по соли сосредоточены на профилактике йодной недостаточности через йодирование соли, при этом нет рекомендаций по уравновешиванию уровня йодирования и снижения употребления соли. Также нет никаких конкретных правил, ограничивающих маркетинг детям продуктов с высоким содержанием соли, а также сахара, жиров.
Согласно статье 9 Закона «Об общественном здравоохранении», производство, хранение, транспортировка, реализация и ввоз пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья на территории КР не должны оказывать вредное воздействие на здоровье человека и должны соответствовать техническим регламентам.
При этом необходимо отметить, что Технические регламенты Таможенного союза, действующие в настоящее время на территории КР, устанавливают минимально необходимые требования для защиты жизни и здоровья граждан, но не определяют полезность или неполезность продуктов для здоровья граждан.
В статье 2 Закона Кыргызской Республики «О рекламе» дается определение социальной рекламе, которая продвигает общественный интерес и направлена на достижение социально полезных целей, и регламентирует конкретный перечень целей относящихся к социальной рекламе.
Статьей 201 Закона Кыргызской Республики «О рекламе» предусмотрено, что рекламопроизводители осуществляют производство социальной рекламы на льготных условиях, где стоимость услуг по производству социальной рекламы не должна превышать 50 процентов от стоимости аналогичных услуг, оказываемых этими же рекламопроизводителями по производству коммерческой рекламы.
В этой связи в целях создания условий для стимулирования населения к употреблению полезных для здоровья продуктов питания предлагается социальную рекламу дополнить целью побуждения населения к употреблению полезных для здоровья продуктов питания.
Статья 16 Закона устанавливает особенности рекламы отдельных видов товаров.
Предлагается дополнить данную статью положениями, направленными на ограничение рекламы пищевых продуктов с высоким содержанием соли, сахара и жира в соответствии с нормами определенными Правительством Кыргызской Республики:
- детям до 18 лет;
- в детских печатных изданиях, по телевидению и радио на детских каналах;
- в теле- и радиопрограммах с 7 до 22 часов местного времени;
- в зданиях организаций здравоохранения и образования, спортивных залах и сооружениях, на стадионах и прилегающих к ним местах в радиусе 100 метров.
При этом рекламу пищевых продуктов (в разрешенное время) с высоким содержанием соли, сахара и жира в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного употребления пищевых продуктов с высоким содержанием, соли, сахара, жиров.
Статьей 3 проекта Закона устанавливается, что данный Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования и Правительство Кыргызской Республики в трехмесячный срок должно привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, то есть определить нормы с высоким содержанием соли, сахара и жира в пищевых продуктах.
Закон «Об организации питания учащихся в общеобразовательных организациях» предлагается дополнить нормой о запрете на территории и в зданиях общеобразовательных организаций реализации и рекламы пищевой продукции с высоким содержанием соли, сахара и жиров в соответствии с нормами определенными Правительством Кыргызской Республики.
Также предлагается дополнить нормой, согласно которой в общеобразовательных организациях обеспечивается проведение занятий по формированию навыков правильного питания и здорового образа жизни, в соответствии с Государственными образовательными стандартами школьного общего образования КР.
Указанные изменения позволят создать условия для снижения употребления среди детей нездоровых продуктов питания.
Комментарии
Оставить комментарий