Бишкек, 15.04.22. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство сельского хозяйства выносит на общественное обсуждение законопроект «Об изъятии (выкупа) земельных участков для общественных и государственных нужд».
Согласно документу, целью данного проекта является определение порядка и процедур изъятия (выкупа) земельных участков для государственных и общественных нужд.
Для достижения цели проекта Закона определены следующие задачи:
1) определить порядок и процедуры изъятия (выкупа) земельных участков с гарантией возмещения расходов, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков (к примеру, расположенных на них иных объектов недвижимого имущества – жилые и не жилые помещения, сооружения, многолетние плодовые насаждения и др.) для общественных и государственных нужд;
2) создать механизм по соблюдению баланса общественных и государственных интересов и интересов граждан и юридических лиц и взаимодействия между всеми участниками, вовлеченными в процесс изъятия (выкупа) (уполномоченными государственными органами, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления и правообладателями недвижимого имущества, которое подлежит для изъятия для общественных и государственных нужд) с целью их разграничения и повышения ответственности в части соблюдения интересов, норм и процедур, предусматривающих данным законопроектом.
Так, в описательной части проекта говорится, что рынок земли является важным сегментом рыночной экономики и обеспечивает реализацию отношений между его субъектами. Эффективный собственник способен обеспечить рациональное использование земельных ресурсов. Развитие рынка земли, создание и совершенствование его инфраструктуры создает условия для повышения конкурентоспособности экономики в целом.
Институт изъятия частной собственности для государственных и общественных нужд представляет собой инструмент, направленный не просто на регулирование порядка изъятия частной земли, но на защиту прав собственников от государственного произвола. Данный институт предназначен стать своеобразным компромиссным правовым решением, примирившим интересы государства и частных лиц. Соответственно, он должен представлять собой систему гарантий от необоснованных или несправедливых действий по изъятию.
Изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд – давно существующий механизм, направленный на удовлетворение публичных интересов государства, позволяющий перераспределять земельные участки в интересах сообщества. В связи с этим возникает масса вопросов, связанных с порядком и условиями изъятия земель на данном основании, а также возмещением убытков при изъятии земельных участков и т.п.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или общественных нужд осуществляется в случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности, охраны окружающей среды и объектов историко-культурного наследия, размещения и обслуживания объектов социальной, производственной, транспортной, энергетической, инженерной и архитектурно-строительной документацией, разработкой месторождений полезных ископаемых, реализацией международных договоров КР.
Начнем с рассмотрения правовой обеспеченности изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд, а так же определения условий и порядка изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд.
Основными правовыми документами, регулирующими изъятие земельных участков для общественных и государственных нужд, являются: Конституция КР, Гражданский кодекс Кыргызской Республики (ГККР), Земельный кодекс КР (ЗККР).
В статье 68 ЗККР изложены условия изъятия (выкупа) земельных участков для государственных и общественных нужд, в том числе путем выкупа. Принудительное изъятие у собственника имущества для государственных и муниципальных нужд определены в статье 281 ГККР.
Согласно статье 15 Конституции КР в Кыргызской Республике в равной степени признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества.
Изъятие имущества помимо воли собственника допускается только по решению суда в установленном законом порядке.
Изъятие имущества для общественных и государственных нужд, определенных законом, осуществляется по решению суда путем предоставления справедливого и предварительного обеспечения возмещения стоимости этого имущества и убытков, причиненных в результате отчуждения имущества.
При этом изымаемые земельные участки должны использоваться исключительно для общественных и государственных нужд, а не в иных целях. Поэтому передачу изъятого земельного участка в частную собственность другому лицу следует рассматривать как нарушение установленного порядка изъятия (выкупа) земельных участков для общественных и государственных нужд, поскольку законодательство допускает изъятие земельных участков исключительно при наличии государственных и общественных, а не частных нужд. Уполномоченный орган, принимающий решение об изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд, действует как субъект государственной власти и в интересах государства.
Порядок изъятия (выкупа) земельного участка для общественных нужд (в соответствии со статьей 233-17 ГККР) определяется ЗККР, в котором определение порядка изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и общественных нужд - относится к компетенции правительства (подпункт 11 части 1 статьи 20 ЗККР). Данная норма ЗККР должна быть приведена в соответствие со статьей 15 Конституции, предусматривающей, что пределы и порядок осуществления собственником своих прав определяются законом, а не кабинетом министров, и со статьей 233-17 Гражданского кодекса, предусматривающей, что порядок изъятия земельного участка для общественных нужд должен быть определен непосредственно в Земельном кодексе, а не в акте Кабинета Министров КР.
Комментарии
Оставить комментарий