Бишкек, 03.03.22. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство юстиции выносит на общественное обсуждение законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Кыргызской Республики».
По данным справки обоснования, целью и задачей законопроекта является создание механизма защиты лиц, в том числе государственных и муниципальных служащих всех уровней, для повышения их активности по реализации инициатив, стимулирования их креативного подхода к работе и поиску нестандартных решений в государственном управлении.
Как известно, со стороны общественности и граждан страны работа государственного аппарата подвергается критике, поднимаются вопросы о фактах коррупции и ситуации отсутствия реформ, позволяющих дебюрократизировать ту или иную сферу.
В свою очередь, сложившая ситуация в государственном управлении возникает в том числе из-за бездействия служащих в принятии волевых решений по реализации поставленной задачи и выполнению планов и программ.
Неактивность, безынициативность и отсутствие воли в самостоятельном решении тех или иных проблем, в том числе напрямую связанных с интересами государства, национальной безопасностью, нравственностью населения, правами и свободами граждан и др., сопряжены с ограниченностью их действий законодательными барьерами и барьерами внутреннего страха в ответственности перед законом.
Между тем активные действия проверяющих и правоохранительных органов, с одной стороны, являются развитием системы, с другой стороны, результат работы приводит к блокированию работы в системе государственных органов.
Наблюдается, что государственные служащие в основном нацелены на то, чтобы не проявлять активность, лишь бы не быть привлеченными к ответственности, включая дисциплинарную и уголовную, и не привлекать лишнее внимание.
Можно констатировать, что за прошлые годы сформировался и сложился формат или формула работы государственной службы – «имитация важнее результатов» или «за активность накажут, за пассивность не будет ничего».
Многие эксперты и сами служащие различных уровней отмечают тот факт, что в последние годы активность государственных служащих снижается, в том числе и вследствие активности многочисленных проверяющих органов.
На данный момент пассивность становится щитом и стратегией поведения, и результат – это последнее о чем думает государственный служащий и, как следствие, инициативность и эффективность отторгаются на системном уровне как потенциально опасные модели поведения – в стране наступает паралич государственной службы, снижая потенциал эффективной реакции на ситуационный и продолжающийся десятилетиями кризис.
Таким образом, в государственном управлении создана атмосфера страха и излишней осторожности, что приводит к бездействию служащих.
В такой ситуации является важным повышение активности государственных служащих по реализации инициатив, стимулирование их креативного подхода к работе и поиску нестандартных решений накопившихся десятилетиями проблем и трудностей.
В связи с чем для реализации задач по прорывным реформам важны всеобщее понимание и поддержка позиции о том, что служащие любого уровня не должны подвергаться уголовному преследованию за допущение ошибок при принятии решения в рамках реализации своих полномочий, безусловно, это не относится к ситуациям, когда есть факты злого умысла и корыстных/коррупционных мотивов для обогащения или получения взятки, что должно вести к неотвратимой уголовной ответственности.
В таком подходе получится исключить ситуацию, когда государственные служащие нацелены на то, чтобы не проявлять активность и не привлекать внимание.
В статье 9 Закона Кыргызской Республики «О Кабинете Министров Кыргызской Республики» предусмотрено, что член Кабинета Министров не может подвергаться преследованиям за организацию работы вверенного ему органа и обеспечение выполнения возложенных на него полномочий, высказываемые в связи с выполнением своих обязанностей суждения, принимаемые Кабинетом Министров решения или исполнение ранее принятых нормативных правовых актов.
Помимо этого, на наш взгляд аналогичные гарантии защиты должны касаться всех уровней государственной и муниципальной службы, а также простого гражданина, действия которых нацелены на защиту интересов государства и общества в целом.
В этой связи данным проектом предлагается внести изменения в статью 18 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, согласно которым действия/бездействие, совершенные в целях защиты суверенитета государства, конституционного строя, национальной, экологической, экономической, информационной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод граждан, не будут относиться к преступлениям.
Также статью 47 указанного Кодекса предлагается дополнить понятием «предотвращение» опасности, угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, интересам общества, государства или человечества, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами.
Кроме того, в целях более четкой регламентации часть 2 статьи 51 Кодекса, предусматривающую обоснованные риски, исключающие уголовную ответственность, предлагается изложить в новой редакции «2. Риск признается обоснованным, если цель, которая была поставлена, нельзя было достичь в данной обстановке действием (бездействием), не совмещенным с риском, и лицо, допустившее риск, обоснованно рассчитывало, что предпринятые им меры являются достаточными для предотвращения вреда правоохраняемым интересам».
Комментарии
Оставить комментарий