Бишкек, 10.12.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 10 декабря 2018 года выносится законопроект «Об актах гражданского состояния».
Инициатор депутат Жогорку Кенеша Алмазбек Токторов.
Согласно справке обоснования, законопроектом предлагается упростить регистрацию рождения ребенка путем осуществления регистрации факта рождения ребенка органами записи актов гражданского состояния (органы ЗАГС).
1. Проектом закона предлагается осуществлять факт регистрации рождения на основании медицинского свидетельства о рождении ребенка, в котором указываются данные матери ребенка (ФИО). При этом регистрируется факт рождения ребенка и составляется запись о рождении, но свидетельство о рождении ребенка выдаваться не будет. В графе «мать ребенка» указывается ФИО матери по медицинскому свидетельству о рождении, графа «Отец» остается незаполненной. В результате, органами ЗАГС выдается выписка из записи акта о рождении с отметкой, о том, что выписка действует в течение 3 месяцев (примерно). Сотрудниками органов ЗАГС разъясняется порядок выдачи свидетельства о регистрации рождения, которое выдается после восстановления документов, удостоверяющих личность родителей.
Вместе с тем, в автоматизированной информационной системе записи актов гражданского состояния (АИС ЗАГС) запись акта о рождении будет содержать в себе графу, в которую будет введена отметка о том, что регистрация рождения ребенка осуществлена без документов удостоверяющих личность родителей. При этом, следует отметить, что данный порядок регистрации возможен только при регистрации рождения ребенка в возрасте до одного года.
2. Следующей нормой, предлагаемого проекта закона является исключение двух видов регистрации актов гражданского состояния: государственной регистрации усыновления и установления отцовства.
Так, согласно действующему Закону КР «Об актах гражданского состояния», усыновление и установление отцовства рассматривается как, отдельный вид регистрации акта гражданского состояния. При регистрации усыновления ребенка, во-первых, сотрудниками органов ЗАГС составляется запись акта об усыновлении, далее вносятся изменения в запись акта о рождении и выдается новое свидетельство о рождении и свидетельство об усыновлении.
Данный порядок работы приводит к затратам времени по регистрации, составлению дополнительных записей актов гражданского состояния (т. е. дублированию действий).
Представленным же проектом Закона предлагается вносить изменения в актовую запись о рождении, в связи с усыновлением и установлением отцовства. К примеру, сотрудником органа ЗАГС на основании вступившего в силу решения суда об усыновлении вносится изменение в актовую запись о рождении, выдается новое свидетельство о рождении с новыми данными усыновленного.
Целью внесения предлагаемой нормы является упрощение процедуры регистрации усыновления и установления отцовства, сокращение финансовых затрат как со стороны граждан (оплата за бланк свидетельства), так и со стороны государства (оплата за изготовление бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния).
3. Проектом Закона предлагается оставить право перемены фамилии и имени по желанию гражданина, при этом в части отчества предлагается перемена отчества по именам, вытекающим от имен отца, усыновителя, дедушки по линии отца и матери.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Семейного кодекса КР перемена отчества производится при перемене имени отцом. В таком случае изменяется отчество его несовершеннолетних детей, а совершеннолетних детей - при подаче ими об этом заявления.
Однако частью 5 этой же статьи предусмотрено, что если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия - по фамилии матери.
Согласно статье 54 Семейного кодекса КР, в случае рождения ребенка у матери, не состоящей в браке, при отсутствии совместного заявления родителей или при отсутствии решения суда об установлении отцовства фамилия отца ребенка в книге записей рождений записывается по фамилии матери, имя, отчество и национальность отца ребенка - по ее указанию.
Вместе с тем, следует заметить, что законодательством КР не предусмотрена норма о перемене фамилии, имени и отчества на основании вступившего в силу решения суда об усыновлении. Ввиду чего, усыновленный гражданин по законодательству КР не может осуществить перемену отчества и получить отчество по имени усыновителя.
Анализ международного опыта показал, что в Российской Федерации гражданин Российской Федерации вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество. Изменение отчества производится, в связи с переменой имени отцом либо при установлении отцовства, при усыновлении (удочерении) либо отмене усыновления (удочерения).
4. Далее, проектом Закона предлагается исключить второй бумажный экземпляр записи актов гражданского состояния.
Согласно статье 7 действующего Закона КР «Об актах гражданского состояния» запись акта гражданского состояния составляется в двух идентичных экземплярах. Первые экземпляры записей актов гражданского состояния, составленные в пределах года, собираются в хронологическом порядке в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния. В таком же порядке собираются в актовую книгу вторые экземпляры записей. Вторые экземпляры актовых записей хранятся в соответствующем отделе Службы для выдачи повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния.
Однако следует заметить, что с 2015 года в деятельность Государственной регистрационной службы при правительстве КР (далее-Служба) внедрена АИС ЗАГС, которая автоматизировала всю процедуру регистрации актов гражданского состояния.
Согласно положениям представленного проекта Закона, записи актов гражданского состояния будут составляться в электронном виде и распечатываться в одном экземпляре. При этом, бумажный вид записи акта гражданского состояния считается оригиналом. Бумажный вид записи акта будет хранится по месту регистрации акта гражданского состояния, а электронная запись акта в самой системе АИС ЗАГС.
В результате, повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, при утере свидетельств, будут выдаваться по месту обращения гражданина в органы ЗАГС, без направления граждан по месту регистрации акта гражданского состояния или по месту хранения вторых экземпляров записи актов гражданского состояния.
5. Также, проектом Закона предлагается осуществлять регистрацию актов гражданского состояния по месту обращения гражданина в органы ЗАГС.
На сегодняшний день для регистрации актов гражданского состояния граждане вынуждены обращаться по месту регистрационного учета либо по месту первоначальной регистрации акта гражданского состояния, что создает значительные трудности для граждан при имеющейся нестабильной ситуации внутренней миграции.
Введение порядка регистрации актов гражданского состояния по месту обращения граждан значительно облегчит доступ населения к оформлению необходимых документов.
Для решения вышеупомянутых задач необходимо принятие данного законопроекта.
Комментарии
Оставить комментарий