Бишкек, 31.10.19. /Кабар/. На общественное обсуждение с 30 октября 2019 года выносится законопроект «О молодежи».
Настоящий проект Закона «О молодежи» подготовлен в целях установления действенных механизмов реализации законных прав и интересов молодежи, а также актуализации действующих норм Закона «Об основах государственной молодежной политики».
Анализ и правоприменительная практика указанного Закона показали, что его положения являются обобщенными и не устанавливают конкретных правил поведения, обязанностей конкретных субъектов по реализации положений Закона, а также не предусматривают механизмы его реализации, что, по сути, делает его декларативным и трудно применимым на практике.
Исследование реализации существующего закона на практике показало его слабую состоятельность и большое количество неиспользуемых на практике декларативных норм.
Кроме того, представители молодежи отмечали сложность восприятия отдельных его норм.
В этой связи на основе предложений, поступивших от молодежных активистов и иных субъектов, представленным законопроектом предложено заложить механизмы более эффективного вовлечения молодежи во все сферы деятельности государства и общества, а также более широкие возможности, как для государственных органов, так и для органов местного самоуправления, указания в какой части и каким образом закладываемые нормы права могут быть реализованы.
Основными отличиями представленного проекта Закона от действующего являются:
1) смена ориентира предмета регулирования закона с «реализации государственной молодежной политики» на его субъектов («формирование, реализация и продвижение прав и законных интересов молодежи») и, соответственно, изменение задач и принципов Закона;
2) для более понятного восприятия четко разграничены компетенция Правительства и органов местного самоуправления, которые в настоящее время заложены в статье 7 Закона, а также предусмотрен механизм их конструктивного взаимодействия, который будет расписан в подзаконном акте в случае принятия законопроекта;
3) предусмотрена разбивка сфер деятельности, в которые вовлекается молодежь (образование, занятость, жилищное право, международное сотрудничество), где также предусматривается обязательство Правительства по детализации порядка такого вовлечения;
4) как и в действующем Законе, предусмотрены нормы поддержки инициатив молодежи и талантливой молодежи;
5) расширены положения о самоорганизации молодежи путем усиления либо введения таких институтов как молодежный парламент при Торага Жогорку Кенеша, советы по делам молодежи, специализированные организации по вопросам молодежи, молодежные дома и центры, а также молодежное волонтерство, которое является поощряемым видом деятельности;
6) исключены положения, которые не подпадают под уровень закона либо не имеют юридической нагрузки, такие как «информационно-аналитическое обеспечение государственной молодежной политики», «республиканский фонд поддержки молодежных инициатив» (в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса) и «информирование Жогорку Кенеша о реализации государственной молодежной политике». Часть указанных положений внедрена в отдельные статьи законопроекта.
В целях привлечения молодежи к формированию и реализации государственной молодежной политики предлагается внедрить институт Республиканского конгресса молодежи КР, порядок организации и проведения которого будет устанавливаться Правительством.
В целях привлечения молодежи к участию в законотворческом проекте предусматривается создание Молодежного парламента, как консультативного органа при Торага Жогорку Кенеша, вырабатывающего предложения по совершенствованию законодательства, затрагивающего интересы молодежи. Вместе с тем, порядок организации указанного института предлагается утвердить ненормативным правовым актом Торага Жогорку Кенеша. Так, в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 20 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики образует консультативные советы при Торага.
Между тем, функции по выработке предложений, координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам молодежи предлагается возложить на Советы по делам молодежи, которые будут функционировать как при Правительстве, так и при органах местного самоуправления.
В целях социальной и иной поддержки, оказания бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, услуг по содействию социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, проектом закона предусматривается функционирование специализированных организаций по вопросам молодежи.
Названные организации призваны оказывать помощь по самоорганизации молодежи и их государственной поддержке.
Кроме того, статьей 15 законопроекта предусматривается функционирование молодежных домов и центров, которые призваны стать действенной площадкой для решения актуальных проблем и выработки единых позиций молодежью на всех административно-территориальных единицах. При этом, принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 18 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» к ведению органов местного самоуправления относится, в том числе, организация осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью, частью 5 статьи 15 проекта Закона предусматривается, что органы местного самоуправления осуществляют организационное обеспечение молодежных домов и центров.
Помимо этого, предполагается урегулировать вопросы волонтерской деятельности молодых людей, которая в настоящее время является достаточно активной, но законодательно неурегулированной.
Статьей 19 проекта Закона предусматривается, что Закон вступит в силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования. При этом Правительству поручено в шестимесячный срок принять меры по исполнению Закона.
Инициатор - депутат парламента Дастан Бекешев. Полный текст проекта можно скачать по ссылке.
Комментарии
Оставить комментарий