Бишкек, 18.09.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство труда и социального развития выносит на общественное обсуждение законопроект «Об утверждении Положения об условиях оплаты услуг персонального ассистента ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в постоянном уходе».
В справке обоснования к законопроекту указано, что сейчас в Кыргызстане проживают 29,9 тыс детей с инвалидностью, из них 6 тыс – нуждаются в постоянном уходе и надзоре.
С 2009 года общество постоянно акцентирует вопрос о социальной поддержке родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре. Данный вопрос постоянно поднимают депутаты Жогорку Кенеша перед правительством. Но реализовать не представляется возможным, в связи с дефицитом государственного бюджета.
На протяжении многих лет поднимаемых обществом не удается решить вопрос признания труда родителей, имеющих детей с ОВЗ нуждаются в постоянном уходе и надзоре.
Учитывая нерешенность этой проблемы, гражданским сектором предлагались меры через повышения размера социального пособия или установления надбавки к пособию. Однако, это не решали вопросы родителей право на пенсионное и медицинское страхование.
Сегодня изучая международный опыт Молдовы, Литвы и России данный вопрос предлагается решить путем введения услуги персонального ассистента, который будет иметь квалифицированные навыки.
Это позволит также родителям приобрести необходимые навыки и заключить договор с уполномоченным органом. Тем самым будет решен вопрос дальнейшего отчисления социального страхования и появится возможность удовлетворить требование общества в данном вопросе, т.е родитель будет выполнять свой долг как наемный работник тем самым не нарушая конституционного права ухода и воспитания ребенка в семье.
Уход за ребенком с ОВЗ требует от родителей больших моральных и физических усилий, терпимости к многочисленным проявлениям в поведении ребенка, связанных с болезнью (неспособность самостоятельно передвигаться, видеть, слышать, понимать родителей, принимать лекарства, контролировать поведение и т.д.). Кроме родителей и родственников, заботу о таких детях некому проявить. Забота о ребенке требует от родителей круглосуточного внимания, терпения и уход. Поэтому многие из них не работают. В случае наличия двух родителей, один из них может позволить себе работать, но чаще всего это семьи, где мать одна воспитывает такого ребенка. Многие родители, осуществляют уход за ребенком с ОВЗ, но в будущем остаются без пенсии.
Данный проект постановления предусматривает введение нового вида социальной услуги «Персональный ассистент».
Такая услуга позволит:
- нанять обученного работника, имеющего навыки работы с ребенком с ОВЗ, нуждающегося в постоянном уходе и надзоре;
- предоставить возможность в трудоустройстве родителя или законного представителя (найти работу и зарабатывать);
- предоставить возможность для занятия личными делами родителя или законного представителя (укрепить здоровье, решить социально-бытовые проблемы);
- предотвратить попадания ребенка в детские учреждения интернатного типа.
- расти и воспитываться ребенку в семейном окружении.
Персональный ассистент кроме предоставления социально-бытовых услуг, обязан оказывать содействие ребенку в реализации индивидуальной программы реабилитации, разрабатываемой медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК).
Кроме этого, к данному виду оказания услуг предлагается применить патентную систему, которая позволит отчислять взносы на обеспечение пенсионного и медицинского страхования.
В проекте положения предусматривается установление оплаты персонального ассистента, осуществляющего уход за ребенком с ОВЗ, нуждающемся в постоянном уходе и надзоре, в размере прожиточного минимума, рассчитанного для всего населения.
Учитывая актуальность неотложного решения данного вопроса, который постоянно поднимаются в обществе, вносится на согласование.
Принимая во внимание дефицит государственного бюджета, данный нормативный документ не получалось реализовать в пределах утвержденного бюджета Министерства труда и социального развития КР.
Принятие настоящего проекта постановления правительства повлечет выделение дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета, согласно предварительного расчета, потребуется 357 млн. 264 тыс. сомов ежегодно с учетом почтовых, банковских услуг и районного коэффициента лицам, проживающим в высокогорных и отдаленных и труднодоступных зонах.
Комментарии
Оставить комментарий