• 87
  • 91.26
  • 0.84
  • 0.17

В КР предлагают повысить доверие граждан к жилищно-сберегательным кредитным компаниям через защиту их вкладов

Политика 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 27.12.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 26 декабря 2018 года выносится законопроект о внесении изменений в закон «О защите банковских вкладов (депозитов)».

Инициатор депутат Жогорку Кенеша Акылбек Жапаров.

Согласно справке обоснования, настоящий законопроект направлен на создание правовых норм деятельности системы обязательной защиты жилищно-сберегательных вкладов (депозитов) участников системы контрактных жилищных сбережений. Система защиты (вкладов) депозитов направлена на защиту участников системы контрактных жилищных сбережений при наступлении гарантийного случая путем предоставления компенсаций в сумме и способами, предусмотренными в законе «О защите банковских вкладов (депозитов)», а также на содействие стабильности финансовой системы в целом.

Внедрение механизма контрактных жилищных сбережений направлено на повышение доступа населения Кыргызстана в обеспечении жильем путем имплементации эффективных финансовых решений.

В целях исполнения Программы правительства КР «Доступное жилье 2015-2020» Министерством экономики совместно с Национальным банком КР и ОАО «ГИК» при техническом содействии Немецкого банка развития KFW была разработана модель институционализации жилищной сберегательной кредитной системы в Кыргызстане.

Отдельно следует отметить, что реализация механизма контрактных жилищных сбережений будет интересна не только для граждан КР, но и для банковской системы и строительного сектора, в том числе производителям строительных материалов.

В целях полномасштабного удовлетворения спроса граждан в улучшении жилищных условий предлагается создание института контрактных жилищных сбережений, в связи, с чем возникает вопрос по установлению законодательных норм для обеспечения правовых основ и полноценного функционирования данного института.

Механизм контрактных жилищных сбережений состоит из двух этапов: на первом накопительном этапе идет сбор первоначальной суммы путем ежемесячных вкладов. На втором этапе участник системы контрактных жилищных сбережений получает накопленную сумму, вознаграждение по вкладу и кредит. В результате на общую сумму участник сможет приобрести или построить жилье.

Поскольку деятельность жилищно-сберегательных кредитных компаний относится по своей природе к банковской, возникает необходимость во внедрении системы защиты депозитов для участников системы контрактных жилищных сбережений, которая является одной из приоритетных направлений в развитии механизма контрактных жилищных сбережений в Кыргызской Республике.

Для дальнейшего развития механизма контрактных жилищных сбережений большое значение имеет фактор доверия к жилищно-сберегательным кредитным компаниям. С этой точки зрения, важную роль должна сыграть система защиты депозитов, которая могла бы стать своеобразным страховочным поясом для системы контрактных жилищных сбережений и стимулировать привлечение (мобилизацию) средств населения в финансовый сектор Кыргызской Республики.

Кроме того, система защиты депозитов рассматривается в качестве неотъемлемой составной в обеспечении финансовой стабильности КР.

В соответствии с Законом «О защите банковских вкладов (депозитов)» от 7 мая 2008 года № 78, в систему обязательной защиты вкладов (депозитов) включены только коммерческие банки, имеющие соответствующую лицензию Национального банка.

Настоящим законопроектом предлагаются изменения и дополнения в Закон «О защите банковских вкладов (депозитов)», направленные на создание правового механизма включения жилищно-сберегательных кредитных компаний, имеющих лицензию Национального банка на право приема жилищно-сберегательного вклада (депозита) в национальной валюте и на предоставление жилищных кредитов.

Законопроект возлагает обязанность жилищно-сберегательных кредитных компаний принимать обязательное участие в системе защиты депозитов, вносить календарные и чрезвычайные взносы на условиях, идентичных с условиями для коммерческих банков. При этом, положения Закона «О защите банковских вкладов (депозитов)», регламентирующие порядок формирования Фонда защиты депозитов, компетенцию и полномочия Агентства по защите депозитов Кыргызской Республики, размер и порядок выплаты компенсации при наступлении гарантийного случая и др. остаются неизменными.

Такой подход позволит безболезненно и наиболее эффективно интегрировать участников жилищно-сберегательных кредитных компаний в действующую систему защиты депозитов.

Законопроект направлен на обеспечение равной защиты прав и законных интересов участников жилищно-сберегательных кредитных компаний наряду со вкладчиками коммерческих банков, предоставляя участникам жилищно-сберегательных кредитных компаний право на получение суммы компенсации при возникновении гарантийных случаев. Такая мера наиболее полно отвечает интересам участников жилищно-сберегательных кредитных компаний и устраняет существующее неравенство прав по сравнению с вкладчиками коммерческих банков.

Кроме этого, законопроект, обеспечивая защиту привлекаемых жилищно-сберегательных вкладов (депозитов), нацелен на повышение уровня доверия населения к жилищно-сберегательным кредитным компаниям и создание предпосылок для активного привлечения жилищно-сберегательных кредитных компаний внутренних инвестиционных ресурсов в национальной валюте для развития механизма контрактных жилищных сбережений в КР.

В дополнение к вышеизложенному отмечаем, что на первоначальном этапе жилищно-сберегательная кредитная компания планирует начать свою деятельность с уставным капиталом 100 млн. сомов. Согласно прогнозным показателям в первый год своей деятельности планируется привлечь вкладов на сумму 70,5 млн. сомов и в последующем постепенное увеличение депозитной базы должно сопровождаться увеличением капитала. Кроме того, последующее увеличение капитала также необходимо в целях обеспечения стабильности деятельности жилищно-сберегательной кредитной компании и соблюдения нормативов, которые будут установлены нормативными правовыми актами Национального банка.

Комментарии

Оставить комментарий