Бишкек, 12.02.20. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 12 февраля выносится законопроекты «Об ограничении оборота пакетов из полимерной пленки на территории КР» и «О внесении изменений в Кодекс КР о нарушениях».
Инициатор - депутат Жогорку Кенеша Марлен Маматалиев.
Согласно документу, экологический вред от воздействия на здоровье и окружающую среду полимерных материалов сегодня достиг такой критической отметки, когда отсутствие радикальных мер в борьбе с последствиями от их вредного воздействия может стать началом трансформации и гибели экосистемы всей планеты.
В Кыргызстане нет ограничений на производство пластика, есть только разрешение. Ввоз тоже ничем не ограничен, и сегодня Кыргызстан импортирует около 250 тонн пакетов в месяц, или 3 000 тонн в год. Из-за массовости, доступности и низкой стоимости пакетов из полимерной пленки никакие другие альтернативные упаковочные материалы конкурировать с ними не могут. Кроме этого, низкое экологическое сознание большинства населения страны порождает пренебрежительное отношение к окружающей их среде и не в состоянии стать препятствием для использования пластиковых пакетов в быту.
Одноразовые упаковочные пакеты из полимерных материалов используются в среднем 20 минут, а затем в загрязненном виде накапливаются и хранятся на мусорных полигонах и стихийных свалках твердых бытовых отходов практически вечно. Внушительное количество мусора из пластиковых пакетов, бутылок, упаковки и одноразовой посуды разбросаны на территориях населенных пунктов, в парках, лесах, горах, реках и озерах. Пластиковый мусор повсюду. В отличие от бумажной упаковки, которая в естественных условиях разлагается в течение 2-5 месяцев, пластик обладает очень высокой стойкостью к распаду и почти не поддаются воздействию окружающей среды. Ввиду экономической невыгодности эти пакеты не подвергаются сортировке и переработке, что приводит к загрязнению окружающей среды и нанесению непоправимого вреда здоровью населения.
В Кыргызстане 406 мусорных свалок, при этом санкционированы только 107. Общая масса мусора на свалках составляет 16,5 млн тонн, объем которого ежегодно увеличивается примерно на полмиллиона тонн, занимая при этом все больше земель. Мусорные свалки в республике занимают более 600 гектаров земли, 506 из них относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Четверть всего объема отходов приходится на долю пластикового мусора.
Загрязненные одноразовые пакеты из полимерных материалов, независимо от толщины пленки или наличия в них каких-либо добавок, в период своего разложения превращаются в пыль, которая не разлагается вообще и покрывает земную поверхность неперерабатываемым естественным способом слоем мусора, невидимым невооруженным глазом. А образующиеся при сжигании токсичные соединения поднимаются в воздух и вновь оседают на поверхность земли. Их вдыхают взрослые, дети и животные. Токсичные соединения оседают на деревьях, кустарниках и прочих растениях. Таким образом эти токсичные соединения попадают в организм человека не только через воздух, но и с едой.
Не поддающийся разложению пластик зачастую подвергается утилизации путем сжигания, выделяя в окружающую среду стойкие органические загрязнители, такие как диоксины и фураны, вызывающие неизлечимые болезни.
Очевидно, что никакой из способов утилизации, применяемых в республике, не является безопасным для здоровья человека и окружающей среды.
Борьба с пластиком должна начинаться, прежде всего, с критического отношения к его использованию. Иными словами, находить ему замену там, где в нем нет острой необходимости. От пластиковых изделий невозможно отказаться сразу. Поэтому действия в борьбе с ним, а вернее с его отходами, должны осуществляться одновременно с технологической модернизацией производственных мощностей, внедрением малоотходных производств, с развитием системы управления отходами, повышения экологического сознания граждан. В результате буде заложен фундамент для постепенного перехода к полной утилизации пластиковых отходов и постепенной замены тех пластиковых изделий (упаковки, пакетов, тары и одноразовой посуды), которые являются основными источниками загрязнения окружающей среды, на экологически чистые, безопасные альтернативы.
Ho уже сейчас одним из действенных способов борьбы с пластиком может и должно стать исключение условий, создающих для населения возможность его массового использования там, где ему может быть найдена более безопасная и экологичная замена.
В сложившихся критических условиях необходимо принятие кардинальных мер путем введения прямого запрета на производство и ввоз в республику пакетов из полимерных материалов и установление ответственности за его нарушение.
Данное предложение не является популярным, поскольку в настоящее время использование в быту пакетов из полимерных материалов практически не имеет никакой другой массовой и легкодоступной альтернативы. Кроме этого, в республике функционирует около 20 предприятий, которые производят полиэтиленовые пакеты. Риски субъектов предпринимательства, осуществляющих производство пакетов из полимерных материалов, предлагается минимизировать путем предоставления им отсрочки для завершения производства и реализации уже произведенной продукции. Так в соответствии с законопроектом реализация пакетов из полимерных материалов будет разрешена до 1 июня 2021 года, когда к этому времени закончатся запасы имеющихся пакетов, а производство – до 1 января 2021 года. К указанным срокам предприниматели должны использовать предоставляемые возможности реализовать уже ввезенный и произведенный товар, а также завершить производство опасных пластиковых пакетов.
Учитывая непоправимость наносимого вреда пластиковым мусором, и прежде всего, самому человеку, а также необходимость принятия решительных мер в борьбе за экологическую безопасность и охрану окружающей среды, со стороны государства сегодня должны быть созданы барьеры для бесконтрольного оборота потенциально опасных одноразовых пластиковых пакетов.
В связи с этим предлагается законодательно ввести запреты и ограничения на оборот пакетов из полимерных материалов на территории КР и установить меры ответственности за нарушение таких требований.
Статьями 258, 259 Кодекса КР о нарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение порядка применения ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза товара, в отношении которого применяются меры экономического регулирования либо другие ограничения, а также за незаконное перемещение товара. Таким образом, ввоз на территорию КР пластиковых пакетов в соответствии с указанными статьями Кодекса будет ограничен.
Также предлагается за нарушение установленных законом запретов и ограничений на оборот пакетов из полимерной пленки на территории КР установить следующие санкции:
1) за нарушение установленного законом запрета на производство пакетов из полимерной пленки – штраф 5 категории;
2) за нарушение установленного законом запрета на реализацию пакетов из полимерной пленки - штраф 2 категории;
3) за нарушение установленного законом запрета на бесплатную выдачу пакетов из полимерной пленки в торговле и сфере услуг – предупреждение, при повторном нарушении в течении одного года – штраф 1 категории;
4) за нарушение установленного законом запрета на включение стоимости пакетов из полимерной пленки в стоимость реализуемого на территории КР товара, а также их реализацию ниже себестоимости – штраф 1 категории.
Данное предложение позволит значительно уменьшить объем пластикового мусора в общем объеме твердых бытовых отходов и тем самым сократить его вредное воздействие на здоровье и окружающую среду.
Комментарии
Оставить комментарий