Бишкек, 03.07.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 2 июля 2018 года выносится проект Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР (Закон КР «О рекламе», «О неналоговых платежах», Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях)».
Инициатор депутат Жогорку Кенеша Алмазбек Токторов.
Как сообщается в справке обоснования проекта, в настоящее время потребление табака является ведущей причиной смерти и инвалидности в Кыргызстане. По оценкам Всемирной организации здравоохранения из-за болезней, вызванных потреблением табака, в КР ежегодно умирает до 6 тыс. человек 30-ти лет и старше, и 96% этих смертей приходится на неинфекционные болезни. В структуре смертности, сердечно-сосудистые заболевания занимают более половины случаев.
К сожалению, 22% смертности среди мужской и 5% среди женской популяции умерших ежегодно в возрасте старше 30-ти лет умирают по причине курения. Причем 40% умерших мужчин от раковых болезней разных локализаций и до 90% от рака бронхо-легочной системы в возрасте 30 лет и старше, умерли по причине курения.
Несмотря на проводимую государством политику по борьбе против табака, только экономические затраты, связанные с сердечно-сосудистыми заболеваниями, обусловленными потреблением табачных изделий, составляют более чем 10 млрд. сомов.
В связи с чем нами был разработан и представлен на обсуждение проект новой редакции Закона «О защите здоровья граждан КР от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма».
Настоящий законопроект взаимосвязан с проектом новой редакции вышеуказанного Закона, где предлагаются более 50% изменений текущей редакции законодательного акта. Поэтому, вносятся дополнения и изменения в ряд законодательных актов одновременно, а именно в Закон КР «О рекламе», Закон КР «О неналоговых платежах» и Кодекс КР о нарушениях.
1) Всесторонние запреты, запрещающие использование любых маркетинговых стратегий табачной промышленностью, приводят к понижению уровня потребления табака среди людей любого уровня доходов и образования. Исследование, проведенное в 102 странах, показало, что в государствах с частичными запретами уровень потребления табака понизился только на 1%, в то время как в странах с действующими всесторонними запретами уровень понизился практически на 9%.
В отдельных случаях были выявлены нарушения - непрямая реклама и продвижение продажи табачных изделий как подарок за покупку, скидки, раздача сигарет, сладости или игрушки в виде сигарет, упоминания спонсируемых табачной промышленностью мероприятий (концерты, вечеринки, фестивали), несмотря на законодательный запрет. Таким образом, результаты исследования продажи, рекламы и продвижения табака рядом со школами в КР являются доказательством агрессивной маркетинговой кампании табачных производителей, поставляющих свой товар на рынок Кыргызстана, направленную на детей-школьников.
В связи, с чем предлагается полностью запретить любую рекламу табака и табачных изделий, водяных трубок и других курительных принадлежностей, реклама электронных систем доставки никотина и электронных систем доставки продуктов, не являющихся никотином (ЭСДН/ЭСДПН) и жидкостей для них, а также реклама деятельности табачной промышленности, обозначенная как «социальная корпоративная ответственность».
2) Во многих странах мира государство выделяет финансовые средства для проведения активности по борьбе против табака из средств производителей табачных изделий. В среднем это составляет примерно 1% объема средств, поступивших от акцизного налога, хотя в некоторых странах эти цифры доходят до 5%, а в отдельных случаях - до 16%.
Вопросы финансирования мер по борьбе против табака из средств производителей и импортеров в течение последнего десятилетия неоднократно обсуждались с уполномоченными государственными органами, в том числе на межсекторальных совещаниях и национальных конференциях.
Опыт многих стран показывает, что основным фундаментом для успешной реализации любых программ является наличие устойчивого долгосрочного финансирования.
Правительством КР внедряются меры по борьбе против табака, в том числе и программы по профилактике и прекращению курения среди населения. Но, к сожалению, из-за отсутствия долгосрочного и планомерного финансирования, эффективность данных программ сводится к нулю. Они проводятся в виде краткосрочных акций, нет также соответствующих оборудований, лаборатории и кадрового потенциала для определения токсических ингредиентов различных видов табачных изделий включая насвая.
Надо отметить, что транснациональные производители табачных изделий, которые представляют вредный для здоровья товар на рынок Кыргызской Республики, таким образом, подвергают опасности здоровье населения республики (так как по вине одного курящего подвергаются опасности здоровья 3-4 некурящих людей) должны платить за оздоровление населения.
В настоящее время курят около треть взрослого населения. Данные медико-демографического исследования (2012 год) среди мужчин показали, что потребляют насвай 11% мужчин в возрасте 15-49 лет, причем самый большой процент потребителей приходится на возрастные группы мужчин 20-24 (17,4%) и 25-29 лет (16,6%);
Глобальный опрос потребления табака, проведенный в мае 2014 года в 62 школах республики свидетельствует о недостаточно проводимой политике по борьбе против табака. Несмотря на проводимую информационно-образовательную работу в школах, к сожалению, среди подростков - школьников в возрасте 13-15 лет вырос уровень потребления всех видов табачных изделий среди мальчиков на 2% (от 10% в 2008 году до 12% в 2014 году) и насвая в 2,5 раза среди мальчиков (от 3,2% до 7,6%) и более чем в 3 раза среди девочек (от 0,9% до 3%).
Более 7% школьников (9% мальчиков и до 6% девочек) республики в возрасте 13-15 лет уже пробовали курить кальян. Выявлен прямо пропорциональный рост уровня пробовавших курить табак через водяные трубки к возрасту от 5% среди 13 летних до 11% - среди 15 летних подростков. Уровень пробовавших курить через водяные трубки (кальян) среди школьников г. Бишкек в возрасте 13-15 лет – самый высокий - 21% (27% мальчиков и до 15% девочек), и растет с возрастом подростков: 13, 14 и 15 лет соответственно выявлено от 15%, 18% и 27,3%. До 10% мальчиков и 5% девочек являются текущими курильщиками табака через водяные трубки (кальян).
Вышеуказанные результаты национальных исследований являются доказательствами того, что имеется срочная необходимость ужесточения и внедрения всего комплекса мер по борьбе против табака, что требует планового долгосрочного финансирования этих программ. В связи с чем необходимо ввести дополнения и изменения в Закон КР «О неналоговых платежах». Предлагается отчисление для финансирования мероприятий по защите здоровья граждан от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма в размере 0,01сом (1 тыйын) за одну штуку сигарет и за 1 грамм табака или табачной смеси.
3) Результаты выборочного опроса предпринимателей общественного питания показывает, что статья 7 текущего Закона не исполняется из-за того, что большинство юридических лиц не могут создавать два раздельных изолированных помещений для курящих и не курящих лиц.
Причем более 96% опрошенных предпринимателей предпочли бы запретить полностью курение внутри зданий и помещений общепита, поскольку в кафе и барах, где разрешается курить (даже там, где имеются отдельные изолированные помещения для курящих лиц) подвергаются воздействию табачного дыма 100% обслуживающего персонала этих предприятий.
Комментарии
Оставить комментарий