• 86.5
  • 91.43
  • 0.87
  • 0.17

В КР планируют уязвимые слои населения освободить от оплаты госпошлины по судебным тяжбам

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 09.10.19. /Кабар/. Министерство экономики КР выносит на общественное обсуждение законопроект «О внесении изменений в Кодекс Кыргызской Республики о неналоговых доходах».

Согласно справке обоснования, задачей данного законопроекта является обеспечение равного доступа граждан к правосудию, а также приведение в соответствие отдельной нормы Кодекса с нормами Конституции Кыргызской Республики.

Нормами статья 103 Конституции КР установлено, что правосудие отправляется бесплатно в предусмотренных законом случаях, а также в любом случае, когда участвующие в судебном разбирательстве лица предъявят доказательства, что не имеют достаточных средств для его ведения.

В соответствии с нормами статьи 36 Гражданского процессуального кодекса лицами, участвующими в деле, признаются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд в защиту прав других лиц или вступающие в процесс с целью дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 5, 49 и 50 указанного Кодекса, заявители, заинтересованные лица по делам особого производства. Согласно нормам статьи 40 указанного Кодекса сторонами в гражданском процессе - истцом и ответчиком - могут быть граждане, должностные лица, государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица.

Следовательно, Конституция предусматривает норму о том, что в случае, когда участвующие в судебном разбирательстве лица предъявят доказательства, что не имеют достаточных средств для его ведения, правосудие отправляется бесплатно.

В соответствии с Законом “О государственных пособиях в Кыргызской Республике”:

- малообеспеченная семья - семья, имеющая ежемесячный доход на каждого члена семьи ниже гарантированного минимального дохода;

- малоимущая семья - семья, имеющая ежемесячный доход на каждого члена семьи ниже черты бедности.

Кроме того, учитывая, что граждане данной категории относятся социально уязвимой части населения, целесообразно освободить от уплаты государственной пошлины в полном объеме по всем делам в качестве истца и ответчика.

В связи с вышеизложенным в целях обеспечения равного доступа граждан к правосудию, необходимо предусмотреть освобождение от уплаты государственной пошлины граждан из малоимущих и малообеспеченных семей в качестве истца и ответчика по всем делам.

Необходимо отметить, что по информации Верховного суда в целях эффективной реализации и применения Гражданского процессуального кодекса и Административно-процессуального кодекса, введенных в действие с 1 июля 2017 года, и восполнения пробелов в законодательстве, Верховным судом с учетом судебной практики разработан и направлен на рассмотрение Совета по судебной реформе при Президенте КР законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты, в том числе в Гражданский процессуальный кодекс в части порядка взимания государственной пошлины.

Далее, нормами главы второй (статьи 74 – 78) Конституции не предусмотрены полномочия Жогорку Кенеша по даче согласий на принимаемые Правительством решения по установлению конкретных размеров ставок неналоговых доходов, в том числе и государственной пошлины.

Согласно нормам пункта 5 части 1 статьи 88 Конституции Правительство обеспечивает проведение финансовой, ценовой, тарифной, инвестиционной и налоговой политики.

Кроме того, необходимо отметить, что за период действия постановления Правительства от 18 июня 1994 года № 521, которым были утверждены ставки государственной пошлины, в него более двадцати раз были внесены изменения. Как показывает практика, в случае возникновения необходимости срочного изменения ставок государственной пошлины по отдельным позициям, на получение согласия Жогорку Кенеша затрачивается довольно длительное время, в результате чего Правительство не имеет возможности оперативного принятия решения.

В этой связи в целях приведения норм Кодекса в соответствие с нормами Конституции необходимо внести соответствующее изменение в статью 139 Кодекса.

При принятии данного законопроекта возникает необходимость разработать Правительством нормативный правовой акт, предусматривающий порядок отнесения граждан к категориям малообеспеченных и малоимущих граждан, для целей предоставления льгот по уплате государственной пошлины при обращении в судебные органы в качестве истца и/или ответчика по всем делам или же Правительству необходимо внести соответствующее изменение в свое постановление «Об утверждении ставок государственной пошлины» от 15 апреля 2019 года № 159, предусматривающее порядок отнесения граждан к категориям малообеспеченных и малоимущих граждан, для целей предоставления льгот по уплате государственной пошлины при обращении в судебные органы в качестве истца и/или ответчика по всем делам.

Комментарии

Оставить комментарий