В КР планируют создать Спецфонд для возмещения ущерба потерпевшим

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 17.08.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство внутренних дел выносит на общественное обсуждение законопроект «О Специализированном фонде возмещения ущерба потерпевшим».

Как сообщается в справке обоснования, принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 13 УПК КР) подразумевает возмещение по основаниям и в порядке, установленных законом вред, причиненный гражданину в результате нарушения его прав и свобод при производстве по уголовному делу или делу о проступке.

В случае невозможности возместить материальный ущерб и (или) моральный вред за счет подозреваемого, обвиняемого, осужденного возмещение материального ущерба и (или) морального вреда потерпевшему производится за счет специализированного фонда в порядке, определенном законом (Ст.41 УПК КР).

Лицо, которому причинен имущественный вред, вправе заявить гражданский иск в рамках досудебного производства по уголовному делу или делу о проступке, Гражданский иск не может противоречить задачам, сформулированным в ст. 6 УПК КР, и принципам уголовного процесса. Так в частности, в ч. 1 ст. 13 УПК КР указывается, что «Каждому гарантируется на всех стадиях уголовного судопроизводства судебная защита его прав и свобод».

Уголовно-процессуальный закон, предусматривает возможность предъявления гражданского иска не только к подозреваемому, обвиняемому и лицам, несущим материальную ответственность за действия подозреваемого, обвиняемого, но и государству в случаях наступления последствий, которые наступили в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей лиц, состоящих на государственной службе.

Предметом гражданского иска в уголовном деле и деле о проступке является требование истца (физического или юридического лица) о возмещении не только имущественного вреда, но и компенсации морального вреда.

В УПК предусмотрено право потерпевшего получать за счет государства компенсацию ущерба причиненного преступлением, т.е. если ущерб не возмещен осужденным, то потерпевший вправе рассчитывать на компенсацию ущерба со стороны государства, поскольку при совершении преступления и причинения вреда потерпевшему есть вина не только преступника, но и самого государства, которое не обеспечило для граждан безопасность. Другими словами, если преступление не было предотвращено, должен действовать принцип государственной ответственности за его совершение. Потерпевший вправе требовать от государства восстановление своих прав, в том числе и имущественных.

В большинстве зарубежных странах созданы государственные фонды, которые компенсируют лишь вред, причиненный жизни и здоровью граждан, остальные виды ущерба от преступления, как правило, государством не возмещаются, поскольку работает система обязательного страхования имущества.

Среди европейских государств различаются подходы не столько к способам реализации права жертвы преступления на возмещение вреда, причиненного преступлением, но и к формированию и финансированию органов, осуществляющих такую помощь.

Например, в Германии фонды помощи жертвам преступлений учреждены на уровне земель, а во Франции создан единый государственный фонд с отделениями в провинциях. Вместе с тем в Германии изначальное финансирование фонда производится за счет бюджетов земель (территориальная единица), которые впоследствии могут получить из государственного бюджета компенсацию до 40% расходов, в то время как во Франции финансирование фонда осуществляется за счет средств государственного бюджета. В Великобритании и Северной Ирландии, США, Австралии и Канаде, действие судебного прецедента является источником и особенностью подхода.

В нашей стране необходимо создать государственный фонд для возмещения материального ущерба (морального вреда), причиненного преступлением здоровью и жизни потерпевшего.

Средства Специализированного фонда должны формироваться за счет республиканского бюджета. В части определения ведомства, где будет находиться счет Специализированного фонда, считаем, что счет спецфонда должен находиться при Министерстве финансов КР.

Порядок возмещения материального ущерба и морального вреда потерпевшему со счета специализированного фонда, в случае невозможности его возмещения за счет подозреваемого, обвиняемого, осужденного считаем целесообразным определять по оконченным уголовным делам и по решению суда.

Однако, при этом не следует преувеличивать возможности государственной компенсации потерпевшим. По проекту Закона предполагается осуществлять выплаты из Специализированного фонда потерпевшим, в отношении лиц которые подверглись насильственным преступлениям, иначе именуемые уголовным законом как «Преступления против личности» (Раздел VI УК). Так потерпевшие по уголовным делам об убийстве, нанесении телесных повреждений, изнасиловании и др., после совершения преступления нередко оказываются в тяжёлом материальном и (или) психическом состоянии. Обусловлено это прежде всего материальными затратами, связанными с оказанием медицинской помощи, с временной утратой трудоспособности и, как следствие, потерей заработной платы, с организацией и проведением похорон, с утратой средств к существованию, в случаях, когда умерший (ая) в результате преступного деяния, являлся единственным кормильцем и др. В то же время, государству необходимо более активно проводить среди населения информационную компанию по внедрению и распространению института страхования имущества, включая движимого и недвижимого имущества. Таким образом, в будущей перспективе а возмещение части причиненного материального ущерба по другим преступлениям было бы возможным не из средств Специализированного фонда, а через страховые компании.

В этом контексте необходимо привести статистические данные Судебного департамента при Верховном суде КР за 2016-2017 гг. по преступлениям против личности:

1. В 2016 году рассмотрено 1 тыс. 240 дел с вынесением приговора, сумма ущерба составила 38 млн. 934 тыс. 778 сомов, из них возмещены во время следствия и суда 30 млн. 873 тыс. 27 сомов.

2. А в 2017 году рассмотрено 1 тыс. 20 дел, сумма ущерба составила 11 млн. 412 тыс. 729 сомов, из них возмещены 4 млн. 183 тыс. 417 сомов.

Из этих данных видно, что из причиненного ущерба по преступлениям против личности за 2016 г. осталась невозмещённой сумма – 8 млн. 61 тыс. 751 сом; за 2017 г. – 7 млн. 229 тыс. 312 сом.

Кроме этого, необходимо четко определить основания и условия, при наличии которых у лиц, потерпевших от преступления возникает право на возмещение причиненного вреда за счет государства. Признание права на возмещение ущерба со стороны государства должно быть возложено на суд, и только на основании составленного судебным исполнителем акта о несостоятельности должника, или же наступления его смерти. Полагаем, что это исключит случаи необоснованных выплат.

Так, составленный судебным исполнителем акт о несостоятельности должника вручается потерпевшему, с одновременным разъяснением ему его права на обращение в суд с требованием возмещения вреда, причиненного ему преступлением, за счет государства (п.20 ч.4 ст.41 УПК). Получив решение суда, потерпевший предъявляет его в уполномоченный орган в сфере финансов, для производства соответствующих выплат.

Что касается в части досудебного производства, известно, что в ходе производства по делу, наряду с другими обстоятельствами следователь, прокурор, суд должны доказать характер и размер материального ущерба и (или) морального вреда, причиненного преступлением (п.6 ст. 83 УПК). Так, по окончании досудебного производства, прокурор, при поступлении к нему дела с обвинительным актом, должен изучить и проверить – приняты ли меры по обеспечению возмещения материального ущерба и (или) морального вреда и возможной конфискации имущества (п.7 ст.252 УПК). В свою очередь, судья также, при назначении судебного заседания должен выяснить в отношении каждого из обвиняемых приняты ли меры, обеспечивающие возмещение ущерба, причиненного преступлением или проступком, и возможную конфискацию имущества (п.4 ч.1 ст.271 УПК КР).

Вступление нормативного правого акта в силу предполагается с 2022 года, т.е. с момента достижения степени финансового наполнения Специализированного фонда, равной потребностям возмещения материального ущерба и морального вреда в масштабе республики потерпевшим от преступлений.

Данный проект Закона состоит из 4 глав и 12 статей, которым определяются единые правовые и организационные основы порядка и условий выплаты возмещения материального ущерба и морального вреда причиненного преступлением, что в значительной мере способствует гарантии прав потерпевшего.

Законопроектом устанавливаются принципы: законности, соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, доступности к правосудию.

Цель принятия законопроекта обусловлена необходимостью принятия правовых мер, направленных на осуществление гарантии прав потерпевших.

В целях единообразного понимания, толкования и использования в правоприменительной практике закрепляемых нормативных положений в понятийном аппарате раскрываются основные термины и понятия, используемые в проекте Закона.

Так, в законопроект вводятся следующие нормативные положения:

- Специализированный фонд возмещения потерпевшим-контрольный счет наличности, открытый в Министерстве финансов КР для зачисления поступлений денег и проведения выплаты возмещения потерпевшим в порядке, предусмотренном настоящим законом;

-лицо, наделенное правами потерпевшего, - законные представители и представители потерпевшего, правопреемники в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом КР;

-возмещение - единовременная выплата денег в порядке, установленном настоящим Законом, лицу, признанному потерпевшим в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом КР.

Комментарии

Оставить комментарий