Бишкек, 02.10.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство экономики КР выносит на общественное обсуждение законопроект о внесении изменений в закон КР «О свободных экономических зонах в КР».
В настоящее время в КР функционируют 5 свободных экономических зон (далее – СЭЗ): «Бишкек», «Каракол», «Нарын», «Маймак» и «Лейлек». Однако наибольшее количество субъектов располагается на территории СЭЗ «Бишкек».
В последние годы наметилась негативная тенденция снижения количества резидентов СЭЗ. Так, численность резидентов СЭЗ «Бишкек» в 2015 году составляла 372 хозяйствующих субъекта, в 2016 году – 377, в 2017 году – 339, за 6 месяцев 2018 года – 298 единиц. Всего с 2014 года по настоящее время утратили статус субъекта данной СЭЗ и ликвидировались 360 хозяйствующих субъектов.
Аналогичная ситуация и с показателями объемов экспортируемой с территории СЭЗ продукции. Так, по СЭЗ «Бишкек» объем экспорта в 2015 году составлял 2 464 млн. сомов, в 2016 году он упал до 1 506 млн. сомов, а в 2017 году до 1 024 млн.сомов.
Одной из основных причин низкой заинтересованности инвесторов в приобретении статуса резидента СЭЗ является непривлекательность условий осуществления деятельности в СЭЗ. На сегодняшний день неразвитость инфраструктуры, административные барьеры и слабая система защиты прав субъектов СЭЗ значительно ухудшают условия пребывания предпринимателей в качестве субъектов СЭЗ, ставя под сомнение само функционирование СЭЗ как эффективного инструмента развития экспортно-ориентированного производства.
Как показал опрос, проведенный среди субъектов СЭЗ «Бишкек», основными проблемами предпринимателей являются трудности, связанные с электроснабжением, водоснабжением, отсутствием очистных сооружений на территории СЭЗ.
Одним из факторов, способствующих усугублению данных проблем, является неэффективная организация системы управления СЭЗ, администрирования и расходования бюджета СЭЗ.
Необходимо отметить, что в настоящее время полномочия администрирования СЭЗ выполняют генеральные дирекции СЭЗ – государственные учреждения, которые на практике осуществляют исключительно административные функции – ведут реестр субъектов СЭЗ, заключают с субъектами СЭЗ договора аренды земельных участков и помещений. При этом генеральные дирекции по действующему Закону «О СЭЗ в КР» обладают рядом дискреционных полномочий: возможностью самостоятельно устанавливать ставки арендной платы за пользование земельными участками и помещениями, принимать решения о регистрации либо отказе в регистрации в качестве субъекта СЭЗ, устанавливать период действия свидетельства о регистрации субъекта СЭЗ, взимать вступительные и добровольные взносы от субъектов СЭЗ.
Также следует отметить, что генеральный директор СЭЗ по своей сути является политической должностью, которая, как правило, характеризуется нестабильностью, что в ряде случаев влияет на внутреннюю кадровую политику в генеральной дирекции и институциональную преемственность.
Кроме того следует обратить внимание на вопросы формирования и расходования бюджетов СЭЗ. Так, в последние годы наблюдается заметное снижение объем капитальных вложений по СЭЗ «Бишкек». Так, с 2014 года объем капитальных вложений, произведенных генеральной дирекцией данной СЭЗ, снизился с 70 млн. сомов до 16,8 млн. сомов. В то же время наблюдается рост числа работников генеральной дирекции: от 218 человек в 2014 году до 398 в 2017 году.
В этой связи на данный момент созрела необходимость повышения эффективности управления СЭЗ. В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона «О СЭЗ в КР» Министерство экономики является уполномоченным органом по разработке государственной политики функционирования свободных экономических зон.
Наиболее оптимальным решением накопившихся в данной сфере проблем может стать проект по передаче полномочий генеральных дирекций СЭЗ на аутсорсинг управляющим компаниям на договорной основе.
Привлечение управляющих компаний имеет ряд преимуществ, среди которых – возможность использовать потенциал и ресурсы частного сектора, минимизация политического вмешательства, а также оптимизация административных процедур. Следует отметить, что отношения с управляющей компанией будут строиться на договорной, взаимовыгодной основе, при этом она будет коммерчески мотивирована в открытии на территории СЭЗ как можно большего количества предприятий, развитию инженерной, транспортно-логистической инфраструктуры СЭЗ.
Привлечение частного оператора позволит сократить административные барьеры, оптимизировать бизнес-процессы, выстроить эффективную систему предоставления субъектам СЭЗ комплекса услуг (строительные, эксплуатационно-инженерные, коммунальные, транспортные, маркетинговые, консалтинговые).
В целях законодательного закрепления возможности привлечения на открытой конкурсной основе управляющих компаний в СЭЗ разработаны изменения в Закон «О СЭЗ в КР».
Законопроектом предлагается для общего надзора за деятельностью управляющей компании ввести институт наблюдательного совета СЭЗ. Наблюдательный совет предлагается формировать из представителей государственных органов, органов местного самоуправления и самих субъектов СЭЗ.
Кроме того законопроектом предусматривается, что наблюдательный совет будет согласовывать бюджет СЭЗ, что обеспечит прозрачность и открытость расходования средств, поступающих от субъектов СЭЗ.
При этом предлагается создать в системе Единого казначейского счета государственный фонд развития СЭЗ, средства которого будут реинвестироваться на цели создания и развития СЭЗ и промышленных зон по всей республике, оказания финансовой поддержки субъектам СЭЗ.
Комментарии
Оставить комментарий