Бишкек, 28.11.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство труда и социального развития выносит на общественное обсуждение законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР».
Согласно справке обоснования, законопроект, предусматривает оптимизацию использования государственных средств, направляемых на предоставление социальных гарантий и денежных компенсаций взамен льгот, установленных отдельным категориям граждан республики.
В настоящее время 25 категорий льготников (ветераны Великой Отечественной и Афганской войн, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, реабилитированные граждане и почетные доноры инвалиды Советской Армии, в том числе инвалиды Афганской войны, труженики тыла, а также инвалиды по зрению и слуху) получают денежные компенсации взамен льгот в соответствии со следующими законами Кыргызской Республики:
- О социальной защите граждан Кыргызской Республики, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы;
- О правах и гарантиях реабилитированных граждан, пострадавших в результате репрессий за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам;
- О ветеранах войны, Вооруженных Сил и тружениках тыла;
- О донорстве крови и ее компонентов;
- О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья.
С 1 января 2010 года в рамках оптимизации предоставления льготных услуг в республике была введена монетизация льгот, т.е. система выплаты денежных компенсаций взамен льгот.
Предоставление денежной компенсации взамен льгот осуществляется по принципу категориального подхода, в этой связи вышеуказанные категории лиц, пользуются социальными гарантиями и получают денежные компенсации взамен льгот, предусмотренными законодательством КР независимо от дохода.
На сегодняшний день общее количество получателей денежных компенсаций взамен льгот составляет 43 898 человек.
Лица, находящиеся в Социальных стационарных учреждениях (далее – ССУ) и местах заключения находятся на полном государственном обеспечении.
На основании изложенного изменения вносятся в вышеперечисленные законы, так как ветеран войны, чернобылец, реабилитированное лицо, труженик тыла, донор или лицо с ограниченными возможностями здоровья, не может пользоваться жилищно-коммунальными услугами, санаторно-курортным лечением, проездом и другими услугами, (суммарная стоимость, которых входит в размер денежной компенсации), так как находятся в местах заключения и отбывает наказание по решению суда в виде лишения свободы либо проживают в ССУ на полном государственном обеспечении.
Приостановление выплаты ежемесячных денежных компенсаций взамен льгот получателям денежных компенсаций, в период их нахождения в ССУ и местах заключения позволит исключить двойной расход государственных средств, направляемых на предоставление денежных компенсаций взамен льгот, которые содержатся на полном государственном обеспечении.
В настоящее время из общего количества получателей ежемесячной денежной компенсации 53 человека находятся в учреждениях на полном государственном обеспечении:
- в ССУ для престарелых и лиц с ограниченными возможностями здоровья находятся 48 человек (участники войны, инвалиды Советской Армии, участники Чернобыльской АЭС, труженики тыла, вдовы ветеранов войны, реабилитированные граждане, почетные доноры, лица с ограниченными возможностями здоровья). Ежемесячно получают от 1000 до 7000 сомов.
- в местах заключения находятся 5 человек (участники Афганской войны, Чернобыльской АЭС и лица с ограничеными возможностями здоровья). Ежемесячно получают от 1000 до 7000 сомов.
Отмечаем, что численность лиц, находящихся в местах заключения и ССУ постоянно может меняться (освобождение лиц из мест заключения либо новые заключенные, выход лиц из ССУ либо поступления в ССУ или смерть).
Анализ законодательства стран СНГ показывает, что приостановка выплат для указанных лиц практикуется в таких странах, как Казахстан, Таджикистан и Беларусь (информация прилагается).
При этом одним из условий Финансового соглашения между правительством и Европейским союзом по Программе поддержки секторальной политики является введение моратория на распространение компенсационных выплат взамен льгот и увеличение размеров денежной компенсации.
Письмом о намерениях правительства в адрес Международного валютного фонда предусматривается замораживание категориальных программ в том числе денежной компенсации взамен льгот и введение элементов адресности.
В соответствии с пунктом 2 Плана мероприятий по сокращению энергетических субсидий и повышению эффективности адресности социальной защиты в Кыргызстане на 2017-2021 годы, утвержденного распоряжением правительства от 7 августа 2017 года № 324-р, предусматривается постепенное свертывание неэффективных категориальных программ (программа денежной компенсации).
Решение правительства КР по реализации предлагаемых изменений в некоторые законодательные акты КР будет приведено в соответствие после вступления в силу указанного законопроекта.
Комментарии
Оставить комментарий