В КР планируют обязать банки предоставлять кредитную историю граждан кредитному бюро

Парламент 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 04.02.19. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 4 февраля 2019 года выносится законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР (в законы «Об обмене кредитной информацией», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О Социальном фонде КР», Налоговый Кодекс КР)».

Инициатор депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев.

Как сообщается в справке обоснования, настоящий законопроект разработан в целях осуществления эффективного обмена кредитной информацией, что в свою очередь скажется на благоприятном развитии банковского кредитования населения и устойчивости финансово-банковской системы в Кыргызстане.

Кредитование населения является неотъемлемой частью современного розничного рынка. Целью функционирования сферы банковского кредитования населения является увеличение доходов банков, удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах за счет кредитных ресурсов, расширение покупательских возможностей граждан и повышение экономического потенциала страны. При этом, одним из ключевых элементов устойчивого развития банковского кредитования является обмен кредитной информацией.

Однако, на данный момент в КР обмен кредитной информацией осуществляется неэффективно. Проблема заключается в том, что не является возможным в полной мере реализовать нормы Закона Кыргызской Республики «Об обмене кредитной информацией» ввиду многочисленных пробелов в действующем законодательстве. Практика показывает, что действующее законодательство не обеспечивает полноту, достоверность, а также своевременность поступления кредитной информации в кредитное бюро. Таким образом, в кредитных бюро отсутствует информация по налоговым задолженностям, по задолженностям по уплате страховых взносов и пенсионных отчислений, а также информация о наличии обременений у движимого/недвижимого имущества субъекта кредитования.

По этой причине, в Законе «Об обмене кредитной информацией», прежде всего, предлагается предусмотреть обязательность передачи кредитной информации в кредитные бюро без согласия заёмщика. Данное нововведение обусловлено тем, что согласно действующей редакции Закона передавать кредитную информацию в кредитные бюро возможно только с согласия заемщика. Более того, встречаются случаи, когда поставщики кредитной информации или кредитные бюро не обмениваются кредитной историей заемщика, ссылаясь на данную норму, из нежелания делиться ею с другими финансовыми организациями. В итоге это приводит к тому, что в кредитные бюро либо не предоставляется соответствующая информация, либо предоставляется не в полном объеме, что в конечном счете влияет на достоверность информации, хранящейся в кредитных бюро.

Также настоящий законопроект предусматривает сокращение срока хранения кредитной информации в базе данных кредитного бюро с 7 до 3 лет. Действующая редакция нередко ограничивает возможности заемщика, который незначительно нарушил сроки выплат, но в итоге выплатил весь кредит или повысил свою кредитоспособность. Однако, 7-летний срок хранения информации о просрочке по платежам ограничивает доступ заемщика к заемным финансовым средствам, что нарушает в какой-то мере его экономическую свободу.

Предлагается также разграничивать кредитную информацию на позитивную кредитную информацию и на негативную кредитную информацию. На данный момент в законодательстве такого разграничения не имеется, а его введение позволит различать кредитную информацию и эффективнее вести базу данных в кредитных бюро.

Помимо этого, законопроектом расширяется список пользователей кредитной информацией. Согласно вносимым изменениям, организации, поставляющие товары и услуги в кредит, отныне также смогут участвовать в обмене кредитной информацией, что позволит им снизить риски своей деятельности, а заемщикам приобретать больший перечень товаров и услуг в кредит при наличии позитивной кредитной истории.

Вместе с этим, кредитная информация теперь также может быть представлена суду в соответствии с законодательством. Однако, в целях повышения защиты персональных данных субъектов кредитной информации и исключения возможных злоупотреблений со стороны отдельных сотрудников правоохранительных, судебных и других органов, предусматривается передача информации третьим лицам только на основании судебного акта в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

В целом, наличие эффективной системы сбора и обмена надежной и достоверной кредитной информацией о субъектах кредитования повысит сознательность и платежную дисциплину физических и юридических лиц и положительно скажется на работе финансовых кредитных учреждений. Снижение операционных расходов финансовых учреждений и создание заемщиками положительных кредитных историй, распространяемых через кредитные бюро, позволят физическим лицам, малым и средним предприятиям продемонстрировать потенциальным кредиторам высокий кредитный статус. Соответственно, финансовые институты расценивают кредиты таким заемщикам менее рискованными и предоставляют кредиты на более выгодных для заемщика условиях: с более низкой процентной ставкой, без дополнительного обеспечения, и т.д.

Кроме того, кредитное бюро позволяет заемщикам переносить свои кредитные истории из одного финансового учреждения в другое, и тем самым существенно сократить свои материальные расходы и время. Например, чтобы доказать отсутствие кредитов в других финансовых институтах человеку необходимо обойти несколько банков и получить справку об отсутствии займа, в то время как можно получить свою кредитную историю в одном месте, т.е. в кредитном бюро. Также, принятие настоящего законопроекта позволит исключить коррупционные риски при выдаче справок юридическим и физическим лицам о наличии или отсутствии налоговой и иных задолженностей перед республиканским бюджетом.

Комментарии

Оставить комментарий