Бишкек, 27.04.20. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 24 апреля 2020 года выносится законопроект «О внесении изменений в Закон КР «О политических партиях». Инициатор - депутат Жогорку Кенеша Бакыт Торобаев.
Как сообщается в справке обоснования, целью законопроекта является создание правовых основ для реализации кадровых функций политической партии: подбор и формирование политических лидеров и элит как для самой партии, так и для всех уровней политической системы, подготовка и выдвижение кандидатов в представительные органы государственной власти и органов местного самоуправления, в аппарат государственного управления; воспитание кадров, готовых принять на себя политическую ответственность за принимаемые политические и другие управленческие решения.
Законопроектом предусматривается закрепить следующий правовой механизм избрания председателя (лидера, председателя коллегиального руководящего органа) политической партии (статья 10-2 проекта Закона):
1. Председатель (лидер, председатель коллегиального руководящего органа) политической партии избирается общепартийным голосованием.
2. Кандидатуры на должность председателя (лидера, председателя коллегиального руководящего органа) политической партии выдвигаются на собраниях (конференциях) всех территориальных отделений политической партий. Собрания (конференции) территориальных отделений политической партии проводятся в течение 30 календарных дней со дня окончания полномочий председателя (лидера, председателя коллегиального руководящего органа) политической партии.
Кандидатом на должность председателя (лидера, председателя руководящего органа) политической партии может быть выдвинут гражданин Кыргызской Республики не моложе 30 лет, имеющий высшее образование, являющийся членом данной политической партии не менее 5 лет и не имеющий судимости.
3. Если на собрании (конференции) территориального отделения политической партии были выдвинуты более двух кандидатур и ни один из них не получил более половины голосов участников собрания (конференции) территориального отделения партии, то проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее количество голосов.
4. Кандидат, получивший во втором туре более половины голосов участников собрания (конференции) считается выдвинутым от территориального отделения политической партии на должность председателя (лидера, председателя коллегиального руководящего органа) политической партии.
5. Кандидаты на должность председателя (лидера, председателя коллегиального руководящего органа) политической партии, выдвинутые территориальными отделениями политической партии вносятся в бюллетень для общепартийного голосования.
6. Общепартийное голосование по выдвинутым кандидатурам проводится в течение двух месяцев со дня окончания полномочий председателя (лидера, председателя коллегиального руководящего органа) политической партии. В общепартийном голосовании вправе принимать участие только члены политической партии. Общепартийное голосование считается правомочным, если в голосовании приняли участие не менее двух третей членов политической партии.
7. Избранным председателем (лидером, председателем коллегиального руководящего органа) политической партии считается кандидат, получивший на общепартийном голосовании большинство голосов членов политической партии.
Порядок проведения общепартийного голосования, подведения его итогов и вступления в силу решения, принятого в результате общепартийного голосования, определяется уставом политической партии.
Кроме того законопроект предусматривает закрепить правовой механизм выдвижения списка кандидатов в депутаты, кандидатов на иные выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 10-3 проекта Закона):
1. Решения о выдвижении списка кандидатов в депутаты, кандидатов на иные выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления принимаются тайным голосованием на съезде политической партии в соответствии с настоящим Законом и уставом политической партии.
2. При решении съездом политической партии вопросов, связанных с участием в выборах депутатов Жогорку Кенеша, депутатов местных кенешей, депутатские мандаты в которых распределяются исключительно между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями, кандидатуры граждан, не являющиеся членами данной политической партии, обратившиеся с предложением о включении их в соответствующий список кандидатов и поддержанные не менее чем десятью членами политической партии, подлежат обязательному рассмотрению на заседании съезда наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в соответствующий список кандидатов.
3. При решении политической партией вопросов, связанных с формированием списков кандидатов на выборах депутатов Жогорку Кенеша, депутатов местных кенешей, политическая партия вправе обратиться к некоммерческим организациям, профессиональным общественным объединениям с предложением о выдвижении ими кандидатур для включения в список кандидатов от данной политической партии.
4. В случае поступления от политической партии предложения о выдвижении кандидатур в списки кандидатов некоммерческая организация, профессиональное общественное объединение имеет право внести на рассмотрение политической партии не более трех кандидатур для включения в список кандидатов. Кандидатуры от некоммерческих организаций, профессиональных общественных объединений выдвигаются в соответствии с их уставами и требованиями выборного законодательства.
5. Политическая партия обязана рассмотреть вопрос о возможном включении в списки кандидатов кандидатуры, предложенные этими некоммерческими организациями, профессиональными общественными объединениями. Число кандидатур, включенных в список кандидатов по предложению некоммерческих организаций, профессиональных общественных объединений, может составлять не более 10 процентов от числа всех кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов политической партии.
6. Некоммерческая организация, профессиональное общественное объединение вправе внести свои кандидатуры к выдвигающим список кандидатов политической партии с предложением о включении кандидатур в этот список не позднее чем через 7 календарных дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Отсутствие обращения некоммерческой организации, профессионального общественного объединения с предложением о включении кандидатур в список кандидатов не препятствует выдвижению политической партией списка кандидатов, а также включению в этот список членов некоммерческих организаций, профессиональных общественных объединений, не являющихся членами данной политической партии.
Уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия по вопросам выдвижения некоммерческими организациями, профессиональными общественными объединениями кандидатур для включения в список кандидатов политической партии.
Таким образом, законопроект направлен на закрепление в законодательстве правовых механизмов избрания председателя (лидера, председателя коллегиального руководящего органа) политической партии и выдвижения списка кандидатов в депутаты, кандидатов на иные выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Формирование новых механизмов для подбора кадров в политических партиях позволит максимально эффективно реализовать кадровый потенциал политической партии и выявить наиболее подходящих кандидатов для замещения руководящих партийных должностей и кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления.
Комментарии
Оставить комментарий