Бишкек, 26.04.19. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 25 апреля 2019 года выносится законопроект «О введении моратория на разработку урановых месторождений и добычу урана на биосферной территории «Ысык-Кёль».
Инициатор - депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев.
Согласно справке обоснования, настоящий законопроект разработан в целях сохранения и защиты окружающей среды, здоровья населения, а также флоры и фауны биосферной территории «Ысык-Кёль» от риска радиоактивного загрязнения.
Новости о геологоразведочных работах и планируемой разработке урана в месторождении Таш-Булак в Иссык-Кульской области вызвали возмущение и негодование общественности. Были высказаны опасения о негативных экологических последствиях разработки урана в самой туристически привлекательной области Кыргызстана. Однако Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования КР опроверг возможность радиоактивного загрязнения. Тем не менее, существует международная практика, когда властями вводится запрет на разведку и разработку урановых месторождений из соображений радиационной безопасности.
Так, парламент Швеции одобрил изменения в Экологический кодекс и ввел запрет на добычу урана в стране. Закон был инициирован правительством страны, поддержан Парламентом Швеции 16 Мая 2018 года и вступил в силу с 1 августа 2018 года. Запрет распространяется на добычу, забор проб, переработку и физическое или химическое обогащение урана. Запрет также действует на обработку урана, добытого вместе с другими минералами (например, железо, недрагоценные металлы и редкоземельные элементы).
Также действует запрет на разведку, добычу и разработку урана в некоторых провинциях Канады. Например, 24 апреля 2008 года в провинции Британская Колумбия был введен запрет на разведку радиоактивных минералов. В запрете указывается, что компании, занимающиеся поиском и добычей минералов, не могут претендовать на случайно найденные уран и торий. В провинции Новая Шотландия действует мораторий на разведку и разработку урана с 1982 года. Более того, если горнодобывающая компания при разработке месторождения обнаружит полезное ископаемое, в котором доля урана составляет 100 на 1 000 000, то компания обязана сообщить об этом и прекратить добычу. 28 марта 2013 года был введен мораторий на разработку урана в провинции Квебек до окончания изучения воздействия на экологию, который действует по сей день.
Аналогичная ситуация обстоит в Соединенных Штатах Америки (США). Так, разработка урана запрещена на территории индейской резервации народа навахо (площадью 67 тысяч км²) и на территории Большого каньона (Гранд-Каньон) в штате Аризона. Также с 1982 года в штате Вирджиния действует мораторий на разработку урановых месторождений из-за опасений, что добыча и переработка урана увеличат риск радиоактивного загрязнения окружающей среды, в том числе озер, рек и других водных источников.
Учитывая слабость контроля со стороны наших государственных органов, коррупцию, а также опыт более развитых стран, которые запретили добычу урана ради радиационной безопасности, считаю эффективным ввести мораторий на разработку урановых месторождений и добычу урана на биосферной территории «Ысык-Кёль». В связи с изложенным, настоящим законопроектом предлагается ввести мораторий на 20 лет. Это обоснованно тем, что, возможно, в будущем будут использоваться новые технологии по переработке урана без нанесения вреда экологии.
Представленный законопроект не противоречит нормам действующего законодательства и не повлечет отрицательных правовых, правозащитных, гендерных или коррупционных последствий. Настоящий проект закона даст лишь положительный социальный и экологический эффект.
С принятием данного закона, правительству, возможно, придется возместить ущерб одной из компаний, которая планировала заниматься разработкой месторождения. Однако учитывая важность и приоритетность экологической безопасности над сравнительно краткосрочной экономической выгодой, считаю целесообразным введение моратория на разработку месторождения и добычу урана на биосферной территории «Ысык-Кёль».
Также правительству будет необходимо провести анализ регулятивного воздействия на подзаконный акт во исполнение данного закона.
Комментарии
Оставить комментарий