• 87
  • 91.29
  • 0.84
  • 0.17

В чем опыт госрегулирования в странах ЕС и Японии может быть полезен для Кыргызстана

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Компании, которые стремятся к развитию своих бизнес-контактов, инвестиционного участия, устойчивого развития своего бизнеса, все больше ощущают, что от них ждут должной осмотрительности в сфере прав человека. Это ожидание формируется у инвесторов, бизнес-партнеров, потребителей, работников. Все чаще данные ожидания озвучивают государства, международные организации, бизнес-ассоциации, правозащитники.

В 2011 году консенсусом в Совете по правам человека ООН были одобрены Руководящие принципы ООН по бизнесу и правам человека. Кроме того, обязательства государств защищать права человека от возможного неблагоприятного влияния компаний и ответственность компаний уважать права человека были включены в Руководящие принципы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для многонациональных предприятий («Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий») в том же 2011 году. Аналогичные положения были включены в Трехстороннюю декларацию принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики («Декларация МОТ о МНК») Международной организации труда, когда она была пересмотрена в 2017 году.

В последние годы данная тенденция все более усиливается и подкрепляется различными шагами государств на национальном уровне. Предлагаем рассмотреть, какое законодательное регулирование своим субъектам хозяйствования предлагают страны ЕС, каким опытом может поделиться Япония и какая из моделей может быть использована Кыргызстаном. Кроме того, приведенная нами информация может быть полезна тем компаниям в Кыргызстане, которые уже сотрудничают с европейскими или японскими компаниями либо планируют такое сотрудничество, поскольку данное регулирование распространяется не только на саму компанию, но и на всю ее цепочку поставок.

Опыт Франции

Французский закон налагает обязательство проявлять бдительность / должную осмотрительность (devoir de vigilance) на компании, зарегистрированные во Франции в течение двух последовательных финансовых лет, которые либо сами имеют не менее 5 000 человек наемных сотрудников либо в самой компании и дочерних компаниях во Франции и за рубежом работает не менее 10 000 человек. То есть речь идет об очень крупных компаниях. Однако требования должной осмотрительности распространяются на всю их цепочку поставок.

Компании, на которых распространяется действие закона, должны разработать, раскрыть и внедрить план бдительности. Такой план должен охватывать риски для прав человека, связанные с самой компанией, контролируемыми ею дочерними компаниями и поставщиками, с которыми корпорация поддерживает коммерческие отношения. План должен включать «разумные меры бдительности для адекватного выявления рисков и предотвращения серьезных нарушений прав человека, рисков причинения серьезного вреда здоровью, безопасности и окружающей среде». Другими словами, в то время как действие французского закона ограничивается крупными корпорациями и их деловыми партнерами, его сфера действия довольно широка и охватывает риски не только для прав человека, для здоровья и безопасности на рабочем месте, но и для окружающей среды.

План бдительности, который может быть разработан совместно с соответствующими заинтересованными сторонами или в рамках многосторонних инициатив, должен включать следующие пять мер:

- картирование, которое идентифицирует, анализирует и ранжирует риски по их приоритетности;

- процедуры регулярной оценки ситуации дочерних компаний и поставщиков;

- надлежащие действия для снижения рисков или предотвращения серьезных нарушений;

- механизм оповещения, который собирает сообщения о существующих или фактических рисках, разработанный в партнерстве с профсоюзами;

- схема мониторинга для контроля за реализованными мерами и для оценки их эффективности.

Это и есть процедура должной осмотрительности.

Опыт Нидерландов

Закон Нидерландов направлен на борьбу с детским трудом в цепочках поставок предприятий. Закон имеет очень широкую сферу действия в том смысле, что он применяется ко всем коммерческим предприятиям, продающим или поставляющим товары или услуги конечным пользователям в Нидерландах. Стоит отметить, что правительство Нидерландов недавно объявило о своем намерении принять всеобъемлющий обязательный закон о должной осмотрительности в сфере прав человека, который будет охватывать риски для всего каталога прав человека, а не только вопросы детского труда.

Закон требует, чтобы все предприятия, на которые распространяется действие закона, приняли и реализовали план должной осмотрительности в сфере прав человека, если есть «обоснованные подозрения» о том, что поставленные товары или услуги были произведены с использованием детского труда.

Санкции за нарушение закона могут быть существенными. Штраф за непроведение процедуры должной осмотрительности в сфере прав человека может составлять до десяти процентов от годового оборота предприятия. Закон также предусматривает уголовную ответственность: «Директор может быть лишен свободы на срок до двух лет, если в предыдущие пять лет ранее был наложен штраф за нарушение того же требования Закона, а новое нарушение совершено по приказу или под фактическим руководством того же директора».

Право Швейцарии

Швейцарский закон вводит два главных обязательства.

Во-первых, крупные швейцарские корпорации (со штатом не менее 500 сотрудников и минимальным оборотом 20 млн швейцарских франков или с минимальным оборотом 40 млн швейцарских франков) должны отчитываться по «экологическим, социальным и трудовым вопросам, а также о правах человека и антикоррупционных мерах».

Во-вторых, корпорации, зарегистрированные в Швейцарии или имеющие основным местом деятельности Швейцарию, обязаны проводить процедуру должной осмотрительности в сфере прав человека в двух ситуациях: (i) если они импортируют или перерабатывают сверх определенного порога «минералы или металлы в Швейцарии, содержащие олово, тантал, вольфрам или золото из районов, затронутых конфликтом, и районов повышенного риска»; (ii) если они продают товары или услуги в Швейцарии, имея «разумные основания подозревать, что они были произведены с использованием детского труда».

Таким образом, сфера действия швейцарского законодательства по вопросам должной осмотрительности в сфере прав человека является довольно узкой: не говоря о потенциальных ситуациях использования детского труда, корпорации обязаны проводить должную осмотрительность только в том случае, если они импортируют или перерабатывают полезные ископаемые сверх определенного уровня из конфликтных зон. Нарушение этих обязательств может привести к штрафу в размере до 100 000 швейцарских франков.

Опыт Норвегии

Норвежский закон направлен на «содействие предприятиям в уважении основных прав человека и достойных условий труда» в отношении производства товаров и предложения услуг. Он также направлен на «обеспечение широкой общественности доступа к информации о том, как предприятия устраняют неблагоприятное воздействие на основные права человека и достойные условия труда».

При этом закон предусматривает, что «достойные условия труда» означают работу, которая гарантирует основные права человека, а также «здоровье, безопасность и окружающую среду на рабочем месте» и «обеспечивает прожиточный минимум». Недвусмысленно включив прожиточный минимум (а не минимальную заработную плату в категорию достойного труда), норвежское законодательство возлагает на предприятия более высокие требования, что согласуется с публичными обязательствами, взятыми на себя некоторыми транснациональными корпорациями. Под прожиточным минимумом имеется в виду не установленный конкретным государством официальный прожиточный минимум, а рассчитанный исходя из реальных условий жизни минимум, необходимый для удовлетворения потребностей человека вести достойный образ жизни, включая посещение культурных мероприятий, занятия спортом и т.д.

Закон применяется к крупным коммерческим предприятиям, которые являются резидентами Норвегии и предлагают товары и услуги в Норвегии или за ее пределами, а также к крупным иностранным предприятиям, которые предлагают товары и услуги в Норвегии и обязаны платить налоги в Норвегии. Под крупными предприятиями имеются в виду «предприятия, которые удовлетворяют двум из следующих трех условий: выручка от продаж в размере 70 миллионов норвежских крон, общая сумма баланса в размере 35 миллионов норвежских крон и среднее количество сотрудников в отчетном году эквивалентно 50 штатным единицам. По оценкам, закон применим примерно к 8 830 предприятиям.

Норвежский закон требует, чтобы все подпадающие под его действие предприятия «проводили комплексную проверку в соответствии с Руководящими принципами ОЭСР для многонациональных предприятий». Речь по сути идет о том же процессе должной осмотрительности, который предусмотрен Руководящими принципами ООН. При этом обязательство обеспечить должную осмотрительность в сфере прав человека распространяется на деятельность предприятия, его цепочки поставок и деловых партнеров.

Уникальным аспектом норвежского законодательства является право на информацию: «любое лицо имеет право на получение информации от предприятия о том, как предприятие устраняет фактические и потенциальные неблагоприятные воздействия на права человека». Информация, запрашиваемая в соответствии с этим положением, может носить общий характер или относиться к конкретному продукту или услуге, предлагаемой предприятием.

Это положение предоставляет затронутым лицам и сообществам потенциальный инструмент для поиска соответствующей информации в установленные сроки и, в свою очередь, частично устраняет информационную асимметрию, существующую между предприятиями и носителями прав.

Опыт Германии

Законодательство Германии применяется ко всем коммерческим предприятиям, которые имеют основное место деятельности, административную штаб-квартиру или юридический адрес в Германии, при условии, что они имеют не менее 3000 сотрудников. Это также относится к иностранным корпорациям с местным филиалом, если у них работает не менее 3000 сотрудников. По оценкам, закон применяется примерно к 900 компаниям с 1 января 2023 года и будет применяться примерно к 4800 компаниям с 1 января 2024 года.

С точки зрения сферы действия закон охватывает риски для международно признанных прав человека, трудовых прав и окружающей среды.

Охваченные законом предприятия обязаны проводить должную осмотрительность в сфере прав человека в отношении рисков, касающихся международно признанных прав человека и прав окружающей среды. Это обязательство распространяются на собственную деятельность предприятий, а также на деятельность их прямых и косвенных поставщиков. Ожидается, что подпадающие под действие предприятия будут проводить должную осмотрительность в сфере прав человека «надлежащим образом», который определяется на основе характера и масштабов их деятельности, их способности влиять на поведение своих деловых партнеров, серьезности нарушения и характера причинно-следственной связи.

Законодательство Германии требует, чтобы подпадающие под действие предприятия внедрили «надлежащую внутреннюю процедуру рассмотрения жалоб», чтобы позволить затронутым лицам сообщать о рисках и нарушениях, связанных с коммерческой деятельностью таких предприятий, а также их прямых поставщиков. Закон также предусматривает финансовые санкции и административные штрафы, налагаемые Федеральным управлением по экономическим вопросам и экспортному контролю. Немецкий закон также предусматривает, что предприятия, на которых наложены административные штрафы за его нарушение, должны быть исключены из государственных закупок на срок до трех лет.

Профсоюзы и неправительственные организации наделены правом возбуждать дела от имени затронутых лиц и сообществ. Это важный инструмент для преодоления асимметрии власти между крупными немецкими корпорациями и жертвами нарушений прав человека в поисках доступа к средствам правовой защиты.

Опыт Японии

В сентябре 2022 года в Японии на министерском уровне было принято Руководство для компаний по уважению прав человека в ответственных цепочках поставок. Данный документ стал одним из важных шагов по реализации Национального плана действий Японии по бизнесу и правам человека на 2020-2025 годы, который был принят в октябре 2020 года.

Руководство исходит из того, что согласно Руководящим принципам ООН, предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью в Японии, должны обращать внимание на неблагоприятное воздействие на права человека, которое оказывает непосредственно их предприятие, другие компании, входящие в их группу, а также предприятия, входящие в их цепочки поставок, причем как в Японии, так и за ее пределами.

Основываясь на Руководящих принципах ООН, Руководстве ОЭСР для многонациональных предприятий, Декларации МОТ о МНК и других международных стандартах, Руководство было разработано с целью помочь предприятиям углубить понимание и стимулировать их усилия путем разъяснения действий, которые предприятия должны предпринимать для уважения прав человека, в конкретной и простой для понимания форме, которая соответствует фактической ситуации предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью в Японии. С Руководством можно ознакомиться по ссылке: https://www.undp.org/ru/kyrgyzstan/publications/rukovodstvo-po-uvazheniyu-prav-cheloveka-v-otvetstvennykh-cepochkakh-postavok .

Другими словами, правительство Японии пошло по пути предоставления разъяснений японским предприятиям по поводу того, как внедрить процедуру должной осмотрительности как на уровне самого предприятия, так и в его цепочках поставок, а не по пути выдвижения к предприятиям обязательных для выполнения требований под угрозой применения санкций. Следующим шагом со стороны правительства Японии стала организация тренингов и других мероприятий, повышающих осведомленность компаний в сфере прав человека.

Завершая наш обзор, отметим, что за почти 12 лет с момента принятия Руководящих принципов ООН должная осмотрительность в сфере прав человека постепенно становится общепринятым стандартом ответственного бизнеса. Это инструмент, который используется всеми игроками для выявления, предотвращения, смягчения и учета неблагоприятных последствий для прав человека.

Основываясь на существующей практике должной осмотрительности в сфере прав человека (включая законы об обязательной должной осмотрительности, примеры которых мы привели в нашем материале), можно извлечь такой урок для Кыргызстана.

Ожидания общественности или рыночные механизмы сами по себе не будут достаточными стимулами для бизнеса серьезно относиться к своей ответственности по соблюдению прав человека. Хотя это может показаться парадоксальным, роль государств как регулятора, наблюдателя, правоприменителя, посредника и координатора будет иметь решающее значение для поддержки практической реализации ответственного поведения бизнеса. Другое дело, что эта роль не обязательно должна воплощаться в законодательных требованиях (как это сейчас происходит для крупных европейских компаний и будет отражаться на их цепочках поставок), и с учетом контекста Кыргызстана, гораздо более эффективным на этом этапе выглядит японский опыт – государство поддерживает и подсказывает бизнесу, дает методические рекомендации, как обеспечить соблюдение прав человека в своей работе.

Данная статья является элементом информационной кампании по продвижению вопросов прав человека в аспекте предпринимательства в Кыргызстане в рамках проекта ПРООН «Бизнес и права человека» (B+HR), при финансовой поддержке правительства Японии.

Комментарии

Оставить комментарий