Бишкек, 11.02.20. /Кабар/. В малахитовом зале Кыргызского национального академического театра оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева в романтической атмосфере, в окружении фантастического антуража зала, великолепная группа солистов театра исполнила изысканные романсы композитора, Народного артиста КР Сатылгана Осмонова и поэта Народного писателя КР Асана Жакшылыкова.
Прекрасное мероприятие, под содействием Союза композиторов КР, «Манас» эл коом и Национального союза писателей КР, инициатором, которого стала группа артистов оперного искусства во главе с Народным артистом КР Сталбеком Алмасбековым посвящено 10-летию: творческому союзу двух маэстро С.Осмонова и А.Жакшылыкова, выходу в свет их совместного труда – песенника романсов «Махабатка кезигүү» («Преклонение любви») и ежегодным фестивалям концертам посвященных романсам.
Об этом изложил зрителям, выступая на юбилейном вечере с демонстрацией изданного в 2010 году сборника романсов «Махабатка кезигүү» лауреат Государственной премии имени Токтогула Сатылганова, композитор, председатель Союза композиторов КР Турдубек Чокиев, особо подчеркнув, о роли торжества романсов в приумножении устной национальной культуры кыргызского народа.
Благотворным позывом к творческому сотрудничеству композитора Сатылгана Осмонова и поэта Асана Жакшылыкова стал их первый романс «Мажүрүм тал» («Плакучая ива») в исполнении Народной артистки СССР и Киргизской ССР Дарики Жалгасыновой. Романс стал успешным, чем окрылил авторов к новым свершениям. Написав еще три романса два таланта Осмонов и Жакшылыков обратились в Национальный театр оперы и балета после чего эти романсы прозвучали в исполнении Сталбека Алмасбекова.
«Вскоре после концерта ко мне обратилась солистка Кундус Карыппаева с просьбой написать слова к песне о дожде, – говорит Асан агай. – Приняв первый заказ – радостное предложение –доставившее мне счастливые минуты, я не ясно представлял в своем воображении заданную мне тему. Я решил прогуляться по бульвару Эркиндык и поразмышлять над этим. Во время прогулки, надо же, произошло чудо: пошел мелкий дождь. Прохожие в волнениях заспешили куда-то. Я остановился и стал наблюдать за происходящим. Капли дождя вмиг изменили царящую спокойную атмосферу в парке на напрягаемую среду. Мне же было хорошо под каплями дождя так как нежданно во мне проявилось озарение.
Да! Хорошее и плохое начинается с капли. Капли образуют лужи, наводнения. Капли переполняют чашу терпения и приносят страдание. Так появилась идея, затем стихи, которым в течении трех дней Сатылган агай написал музыку для нового романса «Тамчи» («Капля»).
Затем в течении двух-трех месяцев корифеем композитором С. Осмоновым 25 моих поэтических трудов были переложены в музыкальные произведения. Министерство культуры, информации и туризма в оперном театре и балета организовала премьеру – концерт, посвященный этим романсам. Отрадно, то что сегодня в плеяде исполнителей романсов много ярких и талантливых молодых личностей, – отметил в конце рассказа, автор слов к 100 разно жанровым песенным произведениям Жакшылыков».
С тех пор стало доброй традицией ежегодно в мае месяце проводить фестиваль романсов в малахитовом зале театра оперы и балета. За 10 лет корифеями романсов С.Осмоновым и А.Жакшылыковым создано около 60 романсов. Ими в 2014 году издан второй песенник «Ала-Тоом – асыл Мекенем» («Ала-Тоо моя прекрасная Родина»). Знаменательно и то, что юбилейный концерт романсов состоялся в недавно прекрасно отреставрированном малахитовом зале, что придало происходящему особую незабываемую красоту и восхитительное наслаждение зрителям.
Чем привлекает романс, ария исполнителей, публику? «Романс отличается от простой песни тем, что ты рассказываешь маленькую историю про жизнь или любовь очень тонко и выразительно, – говорит солистка театра Бактыгул Бокоева».
«Ария, как эпизод оперы, интересна тем, что исполняется одним певцом в сопровождении оркестра законченной по построению и эмоциональному содержанию. Как бы отдельная песня, вписанная в смысловой сюжет оперы, – делится впечатлением исполнительница театра Айзирек Момунова. – Особо знаменитые арии иногда исполняются в концертах как самостоятельные песни».
На десятом юбилейном концерте на слова Асана Жакшылыкова прозвучали 15 лучших произведений композитора Сатылгана Осмонова, также романсы композиторов Турдубека Чокиева «Аскердин ыры» и «Апанын ыры» («Солдатская песня» и «Песен матери»), композитора и виолончелистки Наргизы Курмановой «Ата үйү» («Родительский дом»), композитора Кубаныча Осмонова «Ата-Мекен» («Отечество»), Народного артиста, дирижера и композитора Эсенгула Жумабаева на слова Турара Кожомбердиева «Эне колу» («Материнская рука»), композитора Сатылгана Осмонова на слова Сyйүнбека Дуйшөналиева «Өтүп барат жаш өмүр» («Проходит молодость»), посвященный Народной артиске КР Салиме Бекмуратовой.
А исполнили, от души, эти произведения с участием концертмейстера Набиры Жаксалиевой – инициатора концерта и автора программы (в порядке выступлений): Народный артист КР Сталбек Алмасбеков; Наргиза Курманова (виолончель) и Мирлан Куламбаев; Адия Ысмайылова; дуэт – Нурчолпон и Адис Ардинатов; Заслуженная артистка КР Гүльнүр Ниязбаева; лауреат Международного фестиваля «Восходящие звезды Кремля» Талантбек Токомбаев; Тынчтык Байдылдаев; получивший стаж по оперному искусству в Риме Орозбек Бакытов; дуэт – Сталбек Алмасбеков и Гүльнүр Ниязбаева; дуэт – Сталбек Алмасбеков и Тынчтык Байдылдаев; Нурчолпон («Жашоо вальсы»).
В заключительной части все участники представления сольно и дуэтом исполнили произведение С.Осмонова и А. Жакшылыкова «Манас Гимни».
Под бурные аплодисменты зрителей, модератор вечера член Национального союза писателей (НСП) КР, обладатель Почетного диплома НСП КР «Алтын калем» и многих наград «Манас» эл коом, поэтесса Күлсүмбүбү Соорбекова тепло поблагодарила за обворожительное мероприятие Набиру Жаксалиеву, Заслуженного артиста КР, главного режиссера и художественного руководителя театра Искандера Сартбаева, всех исполнителей за изящное и величественное выступление.
Член Национального союза писателей КР, пресс-секретарь Джумахун Шарипов
Комментарии
Оставить комментарий