Бишкек, 30.06.23. /Кабар/. Накануне в Бишкеке независимые эксперты презентовали результаты исследования «Практика развития управления на местном уровне в Кыргызской Республике: Что изменилось с января по май 2023 года?». Исследование было проведено рядом экспертов и консультантов по инициативе и поддержке фонда Ханнса Зайделя.
Оценка изменений в системе территориального управления проводилась по трем основным составляющим:
– количество уровней управления и соподчиненность систем управления по вертикали;
– экономическая, финансовая и хозяйственная автономность уровней управления;
– система и практика подбора и расстановки кадров.
В своем выступлении руководитель фонда Ханнса Зайделя доктор Макс Георг Майер сообщил, что после принятия закона «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» в октябре 2021 года была проведена объемная исследовательская работа в течение 2022 года по мониторингу изменений.
«В свою очередь, в сегодняшнем исследовании мы обратили взор на перемены в течение января по май 2023 года. Работу проводили 9 независимых экспертов. Исследование содержит в себе практику развития МСУ в Кыргызстане, вопросы их бюджета и кадров, работы программ развития, взаимоотношение государственных органов и органов МСУ и услуги, оказываемые МСУ», - отметил он.
Доктор Макс Георг Майер добавил, что исследование адресовано государственным и муниципальным служащим, а также тем, кто заинтересован в развитии муниципального развития.
«Мы глубоко убеждены, что материалы исследований, проводимые нашими независимыми экспертами, будут востребованы при подготовке образовательных программ и аналитических документов по теме государственного и муниципального управления. В будущем на основании проведенных исследований будет проще делать реальные рекомендации при проведении реформ нужных для органов местного самоуправления», - заключил доктор Макс Георг Майер.
Помимо трех основных направлений, в исследовании также говорится об оказании государственных услуг на местах. Отмечается, что повсеместно, муниципальные предприятия открываются без экономического обоснования, что негативно влияет на экономическую устойчивость и качество предоставляемых услуг.
По словам, руководителя исследовательской группы Аалы Карашева, после принятия закона «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» в 2021 году были введены ряд новшеств, и основная задача исследовательской группы заключалась в оценке функционирования и работоспособности нововведений.
«Согласно новому закону есть новшества в части назначения кадров, по финансовым вопросам и по вертикали подчиненности. Например, по кадрам, акимы должны назначаться из регионального резерва, главы сельских управ из муниципального резерва. По финансам, должен был сформироваться районный бюджет и кенеш. Также по указу президента Садыра Жапарова «Об административно-территориальной реформе на уровне айылных аймаков» в пилотном режиме проводятся реформы в Нарынской области и Тюпском районе Иссык-кульской области. Вот эти основные вопросы, которые были включены исследование. Задача заключалась в том, чтобы проверить, как эти новшества претворяются в жизнь на практике», - сказал он.
В качестве рекомендаций в исследовании отмечается, что необходимо повысить статус Государственного агентства по делам государственной службы и местного самоуправления при кабинете министров и наделить данный государственный орган полномочиями по осуществлению мониторинга и контроля за соблюдением установленных процедур кадровых назначений. Также просить президента издать Указ, обязывающий соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления, строго соблюдать правило обязательности обучения служащих, установленное Законом «О государственной гражданской службе и муниципальной службе». Дать соответствующее поручение Министерству финансов в обязательном порядке изыскивать необходимые средства.
Касаясь итогов проведенных работ, Аалы Карашев отметил, что есть как достижения, так и упущения.
«Сегодня действительно назначения проводятся из регионального и муниципального резерва. Это придает прозрачности деятельности МСУ и районов. Поскольку назначения ведутся в соответствии уровню образования, навыков и квалификации кадров, стоящих в резервах. В то же время есть упущения. Например, районный бюджет согласно закону должен был сформироваться 1 января этого года. Соответственно должен был быть созван районный кенеш. К сожалению, эти моменты по-прежнему не реализованы», - подчеркнул он.
В заключении Карашев добавил, что в Кыргызстане об административно-территориальной реформе говорят на протяжении 25 лет, но все остается на бумагах и на словах.
«Были даже созданы целые концепции. Все равно все оставалось на уровне дискуссий и обсуждений. В нынешнее время, благодаря политической воле президента Садыра Жапарова появилась уникальная возможность провести эти реформы в пилотном режиме. Конечно, мы в свою очередь, всегда готовы к сотрудничеству. У нас есть готовые рекомендации, где-то замечания», - заключил он.
В конце мероприятия, организаторы отметили, что итоги исследования будут переданы в государственные органы согласно компетенциям. Полная презентация исследования…
Комментарии
Оставить комментарий