Бишкек, 16.04.19 /Кабар/. В Бишкеке 15 апреля состоялся круглый стол на тему «Региональное развитие и сотрудничество», организованный Фондом Ханнса Зайделя в Центральной Азии.
В ходе мероприятия были обсуждены вопросы местного самоуправления, а также задачи и работа городских советов в Баварии и в Кыргызстане.
На мероприятие были приглашены представители Государственной налоговой службы при ПКР, мэрии города Бишкек, Каракольского горкенеша, Орокского айыл окмоту, Сокулукского района, Академии госуправления КР, а также представители Фонда Ханнса Зайделя в ЦА.
В начале мероприятия с приветственным словом выступил заместитель руководителя представительства Фонда Ханнса Зайделя в ЦА Каныбек Сыдыкбеков.
«Тема мероприятия очень актуальна для Кыргызстана. После принятия новой Конституции Кыргызстан взял новый путь на развитие парламентаризма, но развитие не только центрального парламента или Жогорку Кенеша, но и также местных кенешей. После этого была введена система формирования городских кенешей не путем прямого голосования, а именно по пропорциональной системе. В свое время такое решение было принято для того, чтобы партии развивались и на местах. И в настоящее время мы также слышим одобрение от некоторых людей, что данная система хорошая, некоторые, напротив, не поддерживают эту идею. В демократичном обществе это нормальный процесс. Именно для этого было организовано данное мероприятие, одна из целей которого - обсудить «за» и «против» нынешней системы, насколько она эффективна», - сказал Сыдыкбеков.
Он также обратился к Директору Союза МСУ КР Алманбетову с просьбой выступить проводником между органами местного самоуправления и правительством и дать полезные рекомендации, чтобы были приняты изменения во благо Кыргызстана и развития городских советов, городских кенешей, а также страны.
Для того чтобы рассказать о местном самоуправлении в Баварии на круглом столе с речью выступил директор Управления Баварской высшей школы управления Раймунд Хельфриг. Стоит отметить, что специальный гость, приглашенный Фондом Ханнса Зайделя в ЦА, на мероприятие прибыл для проведения тренингов для совместных магистрантских программ АГУП КР и ФХЗ.
В частности Хельфриг поделился информацией о позиционировании местных органов самоуправления в государстве, муниципальном праве общин в Баварии, муниципальном праве земельных районов и округов, а также муниципальных уровнях.
Также приглашенный гость из Баварии рассказал о муниципальной структуре Баварии и задачах муниципальных органов. Не менее интересной была информация о том, какие имеются обязанности у органов местного самоуправления Баварии.
Раймунд Хельфриг остановился и на задачах земельных районов и округов Баварии. В рамках своего доклада он рассказал об обязательных и факультативных задачах в руководстве МСУ Баварии.
Интересным для представителей органов местного самоуправления из Кыргызстана стало то, как осуществляется государственный надзор, деление органов муниципалитета и то, кто не может входить в органы муниципалитета. А такие темы, как права членов городского совета, компетенции по принятию решений и задачи бургомистра были сочтены участниками круглого стола не менее интересными и познавательными.
В конце своего выступления Раймунд Хальфриг рассказал коротко о том, что необходимо для успешной муниципальной политики, где он выделил 10 пунктов, которые, на его взгляд и многолетний опыт, являются действительно необходимыми.
В ходе обсуждения Баварского опыта работы городских советов представители Кыргызстана задали очень много вопросов о том, какие компетенции входят в круг бургомистра, работе городских советов и каким образом происходит выбор глав советов и бургомистра. Также кыргызсанские представители органов местного самоуправления поинтересовались о том, бывают ли специальные срывы заседаний или советов органов МСУ в Баварии, на что Хельфриг ответил, что таких ситуаций не бывает, а все заседания проводятся ответственно.
Со своей стороны директор Союза МСУ КР Омурбек Алманбетов рассказал о порядке работы городских советов и местном самоуправлении в КР.
По его словам, он изучил непосредственно на местах опыт работы МСУ различных стран Европы.
«В каждой стране свои законы, и у нас тоже, исходя из менталитета, из национальных интересов, имеется своя небольшая модель. Нужно сказать, что в Кыргызстане законодательно мы следуем Европейской хартии. Практически все требования хартии по местному самоуправлению мы соблюдаем, хотя мы не подписывали ее, но законодательно это все закреплено. У нас также в Конституции закреплено право на МСУ, и систему органов местного самоуправления составляют представительные и исполнительные органы», - сказал он.
Алманбетов также пояснил то, почему сейчас речь зашла о выборе мэра прямым методом, т.е. населением или депутатами. Причина, по его словам, в том, что в Кыргызстане имеется небольшая проблема в управлении. «Практически являясь исполнительным органом, руководят мэры и главы айыло кмоту. Председатели местных кенешей немножко остаются в стороне от вопросов местного значения и в связи с этим всегда происходят небольшие недопонимания между местным кенешем и исполнительным органом. И сейчас поэтому идет полемика о том, нужно ли менять эту систему. Есть сторонники того, чтобы руководили как в России и Европе, чтобы председатель горкенеша являлся главой исполнительного органа. Есть сторонники того, чтобы действующую систему оставили, потому что по Конституции исполнительный орган подотчетный местному кенешу. В свою очередь местный кенеш подотчетен населению», - отметил в своей речи директор союза МСУ КР.
Алманбетов также рассказал о законах, регулирующих органы МСУ. Это, по его словам, основной закон – Закон о местном самоуправлении, закон о статусе депутатов местных кенешей и закон о выборах местных кенешей.
«Эти три закона как раз и регулируют органы местного самоуправления», - отметил он.
В заключении своего доклада он также рассказал о деятельности Союза МСУ в КР.
В конце мероприятия состоялся блиц-опрос, во время которого участники поделились своим мнением о том, как нужно выбирать депутатов местных кенешей – по пропорциональной системе или по мажоритарной. Мнение присутствующих разделилось, и некоторая часть ответила, что нужно, чтобы народ сам выбирал, а другие участники согласились с тем, что необходимо выбирать по принципу 50 на 50. То есть, не нарушая права человека и Конституции, поэтому, кто хочет, пусть идет от партии, а кто хочет - сам.
Комментарии
Оставить комментарий