• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

Узбекистан: Политический прагматизм во взаимосвязанном мире

Новости стран ЦА 0

Читайте и смотрите нас в

Министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов дал интервью узбекским изданиям «Правда Востока» и «Янги Ўзбекистон». Ниже приводятся основные моменты интервью, которые агентство "Кабар" публикует по просьбе Посольств Узбекистана в Кыргызстане.

Основные факторы коренных перемен во внешней политике Узбекистана

Задачи по обеспечению безопасности, религиозной толерантности и межнационального согласия, а также проведению взвешенной, конструктивной внешней политики относятся к пятому приоритетному направлению Стратегии действий Республики Узбекистан в 2017-2021 годах - фундаментальной программы реформ, инициированных и проводимых под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева.

По мнению зарубежных экспертов и политиков, благодаря открытой и конструктивной внешней политике Президента Ш.Мирзиёева роль и место Узбекистана в международных отношениях значительно укрепились. Одним из главных результатов стала трансформация имиджа Узбекистана, его восприятие в мире как страны, в которой формируются демократическое общество, сильная, конкурентоспособная экономика, инновационные институты и инфраструктура.

Выступая в конце сентября этого года на общих дебатах 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Президент Мирзиёев заявил о том, что широкомасштабные и динамичные демократические реформы в Узбекистане приобрели сегодня необратимый характер, их основу составляют обеспечение и защита прав, свобод и законных интересов человека.

Факторы, повлиявшие на коренное изменение имиджа Узбекистана на международной арене

Во-первых, это политическая воля и решимость руководства, поставившего своей целью проведение глубоких системных реформ, включающих в себя обеспечение свободы слова и средств массовой информации, религии и убеждений, гендерного равенства и межнационального согласия.

Как известно, в октябре 2020 года Узбекистан впервые в истории был избран членом Совета ООН по правам человека, в состав которого входят 47 государств, ответственных за поощрение и защиту прав человека по всему миру.

Во-вторых, утвержденная Президентом Ш.Мирзиёевым внешнеполитическая линия носит прагматичный, стратегически выверенный характер. Это способствовало укреплению авторитета Узбекистана как надежного и стабильного партнера. Главным результатом этого курса явилось кардинальное улучшение политической обстановки в Центральной Азии, формирование в регионе подлинного духа добрососедства, начало совместной работы Узбекистана и соседних государств над решением жизненно важных общерегиональных вопросов.

Расширились многогранные и взаимовыгодные связи Ташкента с ведущими державами - Россией, Китаем, США, Европейским союзом и государствами Европы, Турцией, Южной Кореей, Японией, Индией, Пакистаном, а также многими странами Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

В-третьих, существенно активизировалась многосторонняя дипломатия. Проведенные по инициативе руководства страны международные конференции получили высокую оценку со стороны мирового сообщества. Прежде всего, речь идет о форумах исторического значения, посвященных формированию международных транспортных коридоров, решению проблемы Афганистана, укреплению взаимосвязанности Центральной и Южной Азии. Успешно проведена Всемирная конференция по правам молодежи «Вовлечение молодежи в глобальные действия».

По инициативе Президента Узбекистана в ближайшем будущем в Ташкенте будет проведена еще одна важная международная конференция. Она будет посвящена актуальному вопросу, стоящему перед мировым сообществом, изучению проблем восстановления мировой экономики и передового опыта по сокращению бедности в постковидный период.

В-четвертых, жизненно важные и актуальные инициативы Президента Ш.Мирзиёева, направленные на консолидацию усилий государств региона и мира в решении общих проблем, привели к резкому росту активности и усилению роли Узбекистана в международных организациях.

Уже реализована инициатива о создании Многопартнерского трастового фонда ООН по человеческой безопасности для региона Приаралья, а также принятие по предложению Президента РУ ряда важных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам укрепления регионального и международного сотрудничества в Центральноазиатском регионе, просвещения и религиозной толерантности, устойчивого туризма и устойчивого развития, создания в Приаралье зоны экологических инноваций и технологий.

В 2020 году Ташкент впервые председательствовал в СНГ и успешно провел саммит Содружества, выдвинув в его рамках более десятка инициатив.

Из важнейших событий пяти лет необходимо выделить вступление Узбекистана в члены Тюркского совета, продвижение переговоров по вступлению в ВТО, получение статуса государства-наблюдателя в ЕАЭС. Наряду с этим узбекской стороной завершается переговорный процесс по Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС и получен статус страны-бенефициара в системе «GSP+».

В-пятых, набирает обороты экономическая дипломатия. Заметно активизировалось привлечение иностранных инвестиций и передовых технологий в экономику Узбекистана.

В целом все эти факторы способствовали становлению нового облика Узбекистана как страны, открытой для всестороннего сотрудничества. На международной арене прочно утвердилось понятие «Новый Узбекистан».

С первых дней своего президентства Шавкат Мирзиёев начал уделять приоритетное внимание коренному улучшению политической ситуации в Центральной Азии. Была поставлена ответственная и крайне необходимая цель - дать начало конструктивному решению региональных вопросов, в прошлом создававших препятствия на пути укрепления отношений с соседями.

Установив доверительные отношения и открытый диалог с соседними государствами на высшем уровне, были достигнуты необходимые договоренности по решению двусторонних и общерегиональных вопросов на основе добрососедства, взаимного доверия, учета взаимных интересов и разумных компромиссов. Отношения Узбекистана со всеми государствами Центральной Азии выведены на уровень стратегического партнерства.

Как отметил Президент Ш.Мирзиёев, в политическом словаре мира появился термин «Центральноазиатский дух», точно отражающий созданную в регионе позитивную политическую атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

Реализована инициатива о проведении регулярных консультативных встреч глав государств: состоялось три саммита - в Нур-Султане, Ташкенте и Авазе. Проводятся центральноазиатские экономические форумы. Ускоренными темпами развиваются торгово-экономические связи, промышленная кооперация, культурно-гуманитарное взаимодействие.

Говоря об остающихся основных вопросах регионального сотрудничества, необходимо выделить дальнейшее решение вопросов границ, совместное и рациональное использование водно-энергетических ресурсов, развитие и совершенствование транспортно-коммуникационной системы, обеспечение региональной безопасности, а также продолжение работы по комплексу экологических вопросов.

Эти направления вытекают из региональной стратегии Президента Узбекистана, которая включает в себя следующие аспекты:

Первое - реализация всех договоренностей, достигнутых на высшем уровне в ходе двусторонних контактов и в рамках консультативных саммитов глав государств Центральной Азии.

Второе - совершенствование модели регионального экономического сотрудничества, повышение эффективности взаимодействия в областях торговли и инвестиций, промышленной кооперации, транспорта, транзита, энергетики и инноваций.

Третье - совместная выработка ответов на современные вызовы и угрозы, с которыми сталкивается наш регион, включая пандемию и преодоление ее последствий, решение экологических проблем, предотвращение транснациональных угроз экстремизма и терроризма, а также укрепление межнационального согласия, дружественных и братских связей между народами Центральной Азии.

Посольство Узбекистана в Кыргызстане

Специально для КНИА «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий