Бишкек, 16.07.19 /Кабар/. Узбекистан и Афганистан обсуждают возможность запуска сборки легковых авто в Кабуле, сообщает портал Podrobno.uz со ссылкой на слова директора Института стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ) при президенте Узбекистана Элдора Арипова.
Автомобили и триллион долларов
"В ближайшее время представители крупных компаний Узбекистана в области легкой промышленности осуществят визит в Афганистан. Будет составлена "дорожная карта" по восстановлению деятельности ряда предприятий в области легкой промышленности и в сфере производства масла в Афганистане. Более того, рассматривается вопрос организации совместного проекта по сборке легких автомобилей в Кабуле", – рассказал он в интервью УзА.
По его словам, в ходе недавнего визита главы правительства Узбекистана в Афганистан были также достигнуты договоренности по развитию сотрудничества в области сельского хозяйства, сертификации выращиваемого в Афганистане хлопкового сырья, подготовке кадров по вопросам защиты растений, поставкам пестицидов и оказанию практической помощи в механизации, а также обмену опытом в сфере сельского хозяйства.
В настоящее время, добавил он, рассматривается вопрос увеличения экспорта (100 тысяч тонн) химических удобрений (аммиак и карбамид) исходя из потребностей Афганистана. Афганская сторона также выдвинула предложение о создании в окрестностях Кабула образцового фермерского хозяйства.
"Афганская сторона предложила совместно осваивать Гуриёнское месторождение железной руды, расположенное в провинции Герат. По данному проекту было согласовано предоставление афганской стороной соответствующих геологических данных, запрошенных узбекской стороной, образцов железной руды. Необходимо подчеркнуть, что горнодобывающая отрасль является перспективным направлением в Афганистане, так как залежи известных месторождений полезных ископаемых в стране оцениваются экспертами в 1 триллион долларов", – сказал Арипов.
Транспортное сообщение
По словам главы ИСМИ, во время недавней встречи премьер-министра Узбекистана с афганскими предпринимателями были подняты вопросы оптимизации цен на транзит грузов через территорию Узбекистана в Афганистан, организации "зеленого коридора" в пограничном пропускном пункте "Айритом" и другие.
"Вместе с тем транспортное сотрудничество с Афганистаном не ограничивается взаимодействием в железнодорожной сфере. Интенсивно расширяются и другие направления. Так, с ноября 2017 года между "Узбекистан хаво йуллари" и афганской авиакомпанией "Кам Эйр" были открыты регулярные рейсы по маршруту "Ташкент-Кабул". В настоящее время афганской авиакомпанией "Кам Эйр" рассматривается возможность осуществления 2-3 авиарейсов в неделю по маршруту "Мазари-Шариф-Ташкент", – отметил он.
Арипов также добавил, что по итогам переговоров НАК "Узбекистон хаво йуллари" с афганской авиакомпанией согласовано расписание обеих авиакомпаний, состыкованы рейсы из Лондона и Франкфурта с рейсами в Кабул. Благодаря этому, Узбекистан в ближайшее время может стать основным транспортным хабом для авиаперевозок из Афганистана и в Афганистан.
Электроэнергетика
Узбекистан уже более 15 лет выступает надежным партнёром Кабула в области поставок электроэнергии. По сравнению с 2002 годом объёмы поставок электроэнергии в Афганистан увеличились в 30 раз, при этом, с июля 2018 года Узбекистан снизил цену на электроэнергию, поставляемую в Афганистан, на 35 процентов – с 7,6 до 5 центов за 1 кВт.
Новую страницу в энергетическом сотрудничестве двух стран откроет проект строительства линии электропередачи "Сурхан – Пули-Хумри". Соответствующее соглашение было подписано в декабре 2017 года в ходе визита Президента Афганистана Ашрафа Гани в Узбекистан.
"В рамках данного проекта специалисты Узбекистана уже провели проектно-изыскательские работы в Балхе (85 км), очередные планируются на ближайшее время в Самангане и Баглане (116 км). Разработано ТЭО проекта, который на сегодня обсуждается с афганской стороной. Посредством строительства линии электропередачи появится возможность увеличения поставок электроэнергии из Узбекистана в Афганистан на 70 процентов – до 6 млрд. кВт/часов в год", – рассказал эксперт.
По словам Арипова, совместные узбекско-афганские энергетические проекты во многом имеют мультипликативный эффект.
Как отмечают зарубежные эксперты, на сегодняшний день население ИРА сталкивается с серьёзным дефицитом электроэнергии. Подчеркивается, что данная проблема особенно остро ощущается в сельских районах, препятствуя повышению благосостояния афганцев.
По данным британских специалистов, около 70 процентов населения ИРА не имеет доступа к электроэнергии. Более того, ее потребление в день на душу населения составляет 140 кВт/часов, в то время как в мире этот показатель в среднем равняется 3060 кВт/часов.
"Строительство линии электропередачи позволит решить не только острейшую для населения проблему дефицита энергии, но и откроет дополнительные возможности по созданию производственных мощностей и рабочих мест, запуску новых предприятий в ИРА. При этом ЛЭП подключит Кабул к единой энергетической системе Центральной Азии, что предоставит возможность и другим странам ЦА (Таджикистану и Кыргызстану) поставлять электроэнергию в Афганистан, Пакистан и Индию в рамках проекта CASA-1000", – подчеркнул он.
Комментарии
Оставить комментарий