В настоящее время Национальным банком Кыргызской Республики (далее – Национальный банк) совместно с государственными органами продолжается реализация мероприятий третьего этапа Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2018-2022 годы (далее – Государственная программа). Планом мероприятий предусматривается комплекс мер, направленный на дальнейшее развитие и регулирование розничного рынка платежей, включая инновационные платежные инструменты, расширение и улучшение инфраструктуры безналичных платежей, перевода населения на безналичные платежи и расчеты.
Национальным банком совместно с государственными органами и коммерческими банками, начиная с 2003 года, была проведена огромная работа по созданию условий для проведения современных форм безналичных платежей и расчетов в общегосударственном масштабе. При этом переход населения на безналичные платежи и расчеты осуществлялся и продолжает осуществляться поэтапно, с учетом готовности государственных органов, коммерческих банков, хозяйствующих субъектов и населения.
В целях улучшения платежной инфраструктуры проводятся мероприятия для обеспечения физических и юридических лиц широкими возможностями в проведении оплаты как государственных услуг, так и осуществлении расчетов между субъектами, проведении платежей в пользу третьих лиц, с использованием различных способов оплаты в безналичной форме, включая инновационные, как электронные деньги, интернет-банкинг, мобильный банкинг, оплата платежей с помощью мобильных телефонов, через банкоматы, POS-терминалы, платежные терминалы, QR-коды (двухмерный штрих-код).
Проекты с использованием национальной платежной карты «Элкарт»
Создание национальной системы расчетов платежными картами «Элкарт», объединившую все банки страны, можно считать одним из основных достижений в рамках реализации Госпрограммы. Национальный банк и ЗАО «Межбанковский процессинговый центр» (далее – ЗАО «МПЦ»), являющийся оператором национальной платежной системы «Элкарт», уделяют особое значение развитию «Элкарт».
Сегодня «Элкарт» – это доступный и безопасный отечественный и независимый от внешних политических и экономических факторов банковский продукт, которым могут пользоваться все слои населения. На ближайшую перспективу стоит задача по развитию национальной платежной системы «Элкарт», внедрению новых платежных инструментов и услуг, конкурентоспособных отечественных разработок и проведение мероприятий по интеграции национальной платежной системы «Элкарт» с платежными системами других стран.
Например, в рамках разработанного мобильного приложения «Элкарт Мобайл», держатели национальных карт «Элкарт» могут пополнять баланс мобильного телефона, оплачивать коммунальные услуги, налоговые и другие платежи, просматривать баланс счета, переводить денежные средства с карты на карту, совершать платежи с использованием QR-кода. При этом отметим, что проект по совершению платежей с использованием QR-кода через мобильное приложение «Элкарт Мобайл» был запущен ЗАО «МПЦ» с 1 марта 2019 года. Это позволяет торгово-сервисным предприятиям (далее – ТСП) принимать платежи в безналичной форме посредством мобильного телефона. Активными пользователями приложения «Элкарт Мобайл» являются практически 232 тыс. пользователей, которыми проведено свыше 5,1 млн транзакций на сумму свыше 4,2 млрд сомов.
Для расширения услуг по приему платежей с использованием QR-кода через мобильное приложение «Элкарт Мобайл» в августе 2020 года запущено мобильное приложение «Элкарт Трейд», доступное для скачивания в Google Play. Данное приложение позволяет ТСП принимать платежи в безналичной форме посредством мобильного телефона.
Еще одним достижением является межсистемная интеграция национальной платежной системы «Элкарт» с национальной системой платежных карт (НСПК) Российской Федерации «Мир». Так, держатели платежных карт «Мир» могут снимать наличные в банкоматах в 18 из 23 коммерческих банков и расплачиваться в POS-терминалах в 17 из 23 коммерческих банков Кыргызской Республики. В целом в 1 516 банкоматах (88% от всех), 4 584 (48% от всех) POS-терминалах и 1 627 (76% от всех) терминалах в филиалах и сберкассах коммерческих банков принимаются к обслуживанию карты платежной системы «Мир». С начала проекта переводов с платежных карт «Мир» на карты «Элкарт» с 15 июня по 24 ноября 2020 г. было совершено 2 328 операций P2P переводов на сумму 7,9 млн. сом.
Также в настоящее время проводится работа по выпуску коммерческими банками карт «Элкарт» с технологией бесконтактных платежей («Элкарт NFC»/«Элкарт Бесконтакт»). Карты «Элкарт Бесконтакт» будут иметь дополнительную возможность проведения операций за пределами Кыргызской Республики в сети НСПК «Мир» и платежных систем партнеров.
Банковские платежные карты и банковское оборудование
По предварительным итогам 2020 года в целом по республике наблюдается положительная тенденция развития платежной системы. Так, если говорить о банковских платежных картах, то они занимают среди платежных инструментов лидирующее место на рынке платежных услуг в республике, являясь удобным, надёжным и современным финансовым инструментом в повседневной жизни. Посредством банковских платежных карт производится оплата в ТСП, ресторанах, гостиницах, автозаправочных станциях, оплата товаров и услуг в интернете и другие платежи. Система расчетов платежными картами в Кыргызской Республике представлена национальной платежной картой «Элкарт» и международными системами (Visa, Mastercard, Union Pay, American Express, Мир, Золотая Корона).
По состоянию на 1 октября 2020 года общее количество выпущенных карт в Кыргызской Республике составляет более 3,2 млн карт, из них более 1,8 млн. «Элкарт», которые принимаются к обслуживанию в 1 822 банкоматах и 11 548 POS-терминалах (из них 9 430 POS-терминалов в торгово-сервисных точках и 2 118 POS-терминалов в филиалах и сберкассах коммерческих банков), установленных по всей территории республики. По сравнению с данными на начало 2020 года количество банкоматов увеличилось на 6,8 % или на 116 ед., POS-терминалов на 3,9 % или на 434 ед. и платежных терминалов на 10,7 % или на 196 ед. (при этом по всей территории республики установлено 2 023 платежных терминала).
Все это свидетельствует о повышении активности населения по использованию банковских платежных карт и созданию благоприятных условий для увеличения доли безналичных платежей и расчетов.
Электронные деньги
На сегодняшний день электронные деньги приобрели популярность среди населения, поскольку распространение и широкое обращение электронных денег обеспечивает удобный и быстрый доступ для проведения розничных платежей, сокращения расходов на оборот наличных средств и способствует увеличению доли безналичных платежей в стране. У нас в стране лицензию на выпуск электронных денег получили 7 коммерческих банков, функционирует 11 локальных систем расчетов электронными деньгами. По сравнению с предыдущим периодом наблюдался рост показателей по электронным деньгам, что связано с простотой и удобством их использования. Так, по состоянию на 1 октября 2020 года количество электронных кошельков составило 3,1 млн штук, увеличившись на 93,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Системы моментальных розничных платежей
Операторы платежных систем и платежные организации также расширяют возможности доступа населения к финансовым услугам, предоставляя услуги в сфере моментальных розничных платежей. Так, деятельность платежных организаций основана на приеме платежей в пользу третьих лиц через автоматизированные терминалы самообслуживания (cash-in), агентскую сеть и с использованием электронных денег. В III квартале 2020 года через операторов платежных систем/платежные организации проведено 38,1 млн транзакций на общую сумму 12,2 млрд сомов. По состоянию на 1 октября 2020 года 24 юридических лица имеют лицензии Национального банка Кыргызской Республики, из них: 21 лицензия – на право осуществления деятельности оператора платежной системы и 24 лицензии – на право осуществления деятельности платежной организации. Кроме того, в настоящее время услуги через мобильные приложения агентов (МПА), предоставляют 3 платежные организации.
Дистанционные банковские услуги
Если говорить о дистанционных банковских услугах, то они могут быть предоставлены через подключение к интернет-банкингу, мобильному банкингу. Каждая система отличается лишь способом доступа к своему счету в банке. Востребованность и активность внедрения и использования данных услуг у нас в стране быстро растет, так как люди уже не представляют себе жизни без интернета и компьютеров, а мобильный телефон стал предметом первой необходимости. На сегодняшний день практически все коммерческие банки предоставляют услугу интернет-банкинга, а мобильный банкинг предоставляют 10 из 23 коммерческих банков.
Ожидается, что в ближайшее время услуги системы дистанционного обслуживания будут «подстраиваться» под клиентов, станут еще более популярными и банки будут активнее применять новые каналы продажи своих услуг. Этому свидетельствует тот факт, что в условиях режимов чрезвычайного положения/чрезвычайной ситуации (ЧП/ЧС), введенных на отдельных территориях Кыргызской Республики в связи с пандемией COVID-19, банковская и платежная системы работали в режиме, соответствующем требованиям ЧП/ЧС, с предоставлением всех видов банковских услуг и осуществления платежных и переводных операций. Коммерческими банками и операторами платежных систем/платежными организациями проводились мероприятия по обеспечению бесперебойности и безопасности при проведении безналичных платежей и переводов, работы онлайн-услуг и банкоматов, POS-терминалов, платежных терминалов. При этом коммерческие банки максимально перевели обслуживание клиентов на удаленный режим с использованием имеющихся онлайн-услуг. Именно наличие существующей платежной инфраструктуры в стране и различные инструменты безналичной и дистанционной оплаты (банковские платежные карты, электронные кошельки, мобильное приложение «Элкарт Мобайл», платежи и переводы с использованием QR-кодов, мобильного банкинга, интернет банкинга и др.) позволили хозяйствующим субъектам и населению в период пандемией COVID-19 осуществлять платежи и расчеты дистанционно, не подвергая риску заражения себя и других граждан. В целях предотвращения заражения среди населения и работников коммерческих банков, Национальный банк информировал общественность о том, что для минимизации рисков, связанных с необходимостью посещения общественных мест, в том числе коммерческих банков, необходимо использовать услуги онлайн-сервисов, безналичные формы расчетов, дистанционное банковское обслуживание (интернет-банкинг, мобильный банкинг, электронные и мобильные приложения), а также оплату через применение QR-кодов.
Системы денежных переводов без открытия счета
В нашей стране населением активно используются системы денежных переводов без открытия банковского счета, предназначенные для совершения переводов только между физическими лицами. Данные системы позволяют отправить/получить деньги внутри страны или практически из любой точки мира за считанные минуты. Сегодня у клиентов есть возможность при получении перевода по своему выбору получить всю сумму наличными либо перечислить денежный перевод на банковский счет физического лица, банковскую платёжную карту или электронный кошелек. В настоящее время в стране функционируют 12 международных систем и 19 локальных систем денежных переводов. По состоянию на 1 октября 2020 года объем входящих переводов по международным системам денежных переводов в сомовом эквиваленте составил 134 164,1 млн. сомов, а объем исходящих переводов – 33 301,1 млн. сомов.
Дальнейшие шаги Национального банка для увеличения доли безналичных платежей и расчетов
В рамках Государственной программы предусмотрены мероприятия, нацеленные на популяризацию расчетов и платежей в безналичной форме среди населения, включающие информирование населения о преимуществах и выгодах от использования современных электронных платежных инструментов и средств платежа, систем дистанционного банковского обслуживания (видео- и аудиоролики, публикации). Помимо прочего, в стране реализуется Программа повышения финансовой грамотности населения Кыргызской Республики на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 июня 2016 года № 319, которая является одним из факторов, способствующим увеличению доли безналичных платежей и расчетов.
Пресс-служба Нацбанка КР
Комментарии
Оставить комментарий