Для долгосрочного развития Кыргызстана необходимо менять модель экономики. Одним из ключевых факторов влияния на долгосрочный рост экономики будет способность государства привлекать и стимулировать инвестиции.
Более десяти лет в стране определяют приоритетные сектора экономики и разрабатывают меры их развития. Часто это легкая промышленность, сельское хозяйство, агропереработка, транспорт и туризм. При определении приоритетности какие критерии учитывались - доля в ВВП и количество занятых в секторах или желание кредиторов финансировать эти сектора? Но даже по критерию вклада в прирост ВВП, доли, эти сектора не самые приоритетные и формирование приоритетных секторов на основе этих основных факторов дает статичную картину. Сегодня основные сектора экономики — это сервисные сектора торговля и другие, слабо модернизированное сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность, строительство. Экономика Кыргызстана мелкотоварная, малый средний бизнес составляет 40% ВВП и дает более 60% объема производства и услуг, в таких основных секторах как оптовая и розничная торговля, транспортная деятельность, сельское хозяйство. Текущая структура экономики не ведет к долгосрочному развитию, более того основной вклад в рост дает потребление, которое составляет 99% ВВП.
Важно то, что не учитываются потенциал и возможности страны в нахождении своей ниши, экспортных возможностей в рамках действующих интеграционных объединений. То есть те сектора экономики, которые могли бы потенциально сформировать другую структуру экономики с более высокой добавленной стоимостью и имеющей экспортный потенциал. С относительно высоким уровнем госдолга к ВВП (56%) при снижающихся доходах бюджета, с неспособностью обеспечить весь спектр конкурентных условий привлечения инвестиций, вопросы внутренних и существующих источников инвестиций становятся ключевым и важнейшими. Одним из ключевых источников в стране является Российско-Кыргызский Фонд Развития (Фонд).
Местный финансовый сектор не может обеспечить финансирование экономического развития и долгосрочного роста. Кредиты со сроком свыше 3 лет составляют 44% от всего кредитного портфеля банковского сектора. Кредиты банковского сектора формируются на основе депозитной базы, где срочные депозиты составляют примерно 40%, из них со сроком 1-3 года 11% от всей депозитной базы. Выданные за 2019 год кредиты сроком более 3 лет (которые, возможно, идут на финансирование покупки основных средств и модернизацию, помимо подавляющего кредитования оборотного капитала) составляют всего 2,7% к ВВП. Весь кредитный портфель банковского сектора к ВВП составил 27% на конец 2020.
Для экономического роста страны и модернизации нужны инвестиции частного сектора и привлечение внешних инвесторов, а также инвестирование за счет внутренних источников. Стране нужны инвестиции идущие в сектора экономики, которые дают более высокую добавленную стоимость или имеют экспортный потенциал.
Согласно Устава и межправсоглашения целью фонда является содействие экономическому сотрудничеству между КР и РФ, модернизации и развитию экономики КР, эффективному использованию возможностей в рамках ЕАЭС. То есть целью Фонда было содействие перестройке структуры экономики КР на более сложную, нахождение ниш и потенциала роста на рынке ЕАЭС. Фонда должен был стать лидирующей организацией по привлечению инвестирования и развития экономики КР, включая проектное финансирование и инвестирование в капитал, создание новых финансовых инструментов для развития экономики КР. Фонд работает более 5 лет, из выделенных 500 млн долларов в уставный капитал Фонда размещено в виде кредитов в экономику КР примерно 200 млн долларов, из которых половина через финансовых посредников - банки малому и среднему бизнесу. Остальные средства в объеме 320 млн долларов размещены, преимущественно, в ценные бумаги и на депозитах в банках и институтах развития России. Согласно устава финансовые ресурсы Фонда составляют 1 млрд долларов США, из которых 500 млн долларов, это льготный и долгосрочный кредит, который все еще не представлен Россией. За 5 лет на кредитование и инвестирование было направлено примерно половина из первоначально сформированных 500 млн.долл, что указывает на не оптимальные и сложные условия предоставления средств.
Исходя из целей Фонд должен концентрироваться на модернизации экономики, где основной проблемой является мелкотоварность и низкая добавленная стоимость. В инаугурационной речи Президент КР Жапаров С.Н. подчеркнул о важности реализации таких крупных проектов Камбар-Атинской ГЭС, Сары-Жазской ГЭС, Верхненарынского каскада ГЭС.
Анализируя деятельность Фонда, можно сделать следующие выводы:
Отсутствует целостная картина приоритетности кредитования и инвестирования
Приоритеты кредитования и инвестирования слишком широкие, сами приоритеты определены на основе текущего состояния экономики, без учета потенциальных конкурентных преимуществ страны ее способности к привлечению технологий и кумулятивного эффекта.
Фокус на коммерческие банковские походы и не оптимальность кредитов
Фокус на банковские подходы в работе Фонда привел к тому, что все риски перекладываются на заемщика или на банк, при кредитовании через него. Базовое прямое финансирование осуществляет в долларах США и весь валютный риск лежит на заемщике. При таком подходе, вероятны, проблемы их платежеспособности при резкой девальвации, как например, в 2015 или 2020 годах. Кредитные и инвестиционные инструменты Фонда не оптимальны из-за относительного короткого срока кредитования до 10 лет и льготного периода только по основной сумме кредита, так и высоких требований по залоговому обеспечению и его структуре. Предоставляемые кредиты не имеют обусловленную техническую и консалтинговую помощь, которая является составной частью кредита и самое главное, при проектировании и осуществлении финансирования в части технологического надзора, контроль обучения и передача знаний и технологий.
Фонд не стал лидирующим институтом привлечения финансовых ресурсов и развития финансового рынка, внедрению новых финансовых услуг и продуктов
Фонд не смог в значительном объеме привлечь совместное финансирование проектов в КР с участием других международных финансовых институтов. Совместное кредитование и инвестирование помогают увеличивать объемы инвестиций, оптимально распределять риски и привлекать технологии и компетенции, накопленные другими международными финансовыми институтами. Фонд не осуществляет работу по привлечению инвесторов и совместному финансированию проектов в приоритетных секторах экономики в рамках проектов государственно-частного партнерства.
У Фонда отсутствует опыт работы и примеры по структурированию и запуску крупных проектов в экономике. В отсутствие проектов в приоритетных секторах экономики, Фонд должен стать лидирующей организацией и брать на себя инициативу по запуску и структурированию таких проектов.
На основе вышеприведенных проблем необходимо переформатирование работы Фонда.
Фонд должен трансформироваться из квази-банковского института в полноценный институт развития по модернизации экономики. Необходимо пересмотреть приоритетность отраслей финансирования в сторону энергетики, горной добычи, обрабатывающей и легкой промышленности, легкое машиностроение.
В работе Фонда должно быть четко определено целевое назначение - модернизация экономики, путем приобретения технологического оборудования для проектов в приоритетных направлениях. Необходимо включение условной, бесплатной технической помощи и консалтинга в проекты по привлечению новых технологий.
В ближайшее время Фонду необходимо перераспределить 320 млн.долл средств инвестированных в ценные бумаги в России в экономику страны и добиться предоставления РФ 500 млн.долл льготного и долгосрочного кредита. В последующем Фонд должен стать одним из основных внутренних источников финансирования и развития.
Фонд должен снизить концентрацию валютного риска с заемщика и изменить подходы и условия кредитования, включая требования по залоговому обеспечению. Необходимо разработать и внедрить финансовые инструменты, которых нет на финансовом рынке КР. Фонд должен разработать механизмы и инструменты активного участия в проектах государственно-частного партнерства.
Для роста объемов инвестирования Фонд должен активно расширять взаимодействие по кредитованию с другими международными финансовыми институтам и стать лидирующей организацией по привлечению инвестиций и технологий. В отсутствие проектов в приоритетных секторах экономики, Фонд должен занимать про-активную позицию и способствовать притоку инвестиций, разделяя риски и предоставления частичное финансирование инвесторам.
В конечном итоге Фонд должен стать эффективным институтом развития, имеющим стабильные и долгосрочных связи со стратегическими партнерами, являющейся ведущей организацией по привлечению проектов с международным участием и прямых инвестиций в КР.
Реализация такого подхода позволит увеличить приток инвестиций и реализацию проектов в разы, обеспечить развитие финансируемых проектов и их кумулятивное влияние на экономику и значительно увеличить стоимость реализованных проектов.
Улан Примов, депутат ЖК КР
Комментарии
Оставить комментарий