• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

ИАЦ «Кабар». Торговые агенты в дипмиссиях Европы – чаяние времени

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

По данным Министерства экономики КР, на сегодня в страны Европейского Союза экспортируют более 60 отечественных компаний. В основном жители старого света отдают предпочтение кыргызскому меду, фасоли, орехам, сухофруктам и другим экологически чистым продуктам. Основной поддержкой при экспорте для предпринимателей, служит предоставленная Евросоюзом статус ВСП+, согласно которой кыргызстанские предприниматели могут экспортировать более 6 тыс наименований товара без пошлин. Но, при экспорте отечественный бизнес имеет немало проблем. В основном отсутствие двусторонних соглашений с бизнес структурами Европы, не знание юридических тонкостей, требований рынка и слабую рекламу поставляемого товара. В этой связи депутат Жогорку Кенеша от фракции СДПК Абдувахап Нурбаев предлагает открыть в дипломатических миссиях Кыргызстана в Европе, дополнительные штатные единицы для торговых агентов.

По его мнению, торговые агенты в дипмиссях необходимы для наращивания торгово-экономических отношений между Кыргызстаном и Европейским Союзом в рамках преференций ВСП+ предоставленных Кыргызстану.

«Евросоюз из всех Центрально-Азиатских республик, дал статус ВСП+ именно Кыргызстану, согласно которому мы можем ввозить более 6 тыс наименований продукций без пошлин», - отметил депутат.

На этом фоне как считает Нурбаев, Кыргызстану необходимо максимально пользоваться такой преференцией и экспортировать продукцию.

Но, к большому сожалению, Кыргызстан еще не совсем начал осваивать рынки Европы. Одной из причин, низкого экспорта в страны старого света, это – отсутствие должного маркетинга и эффективных двусторонних договоренностей между предпринимателями КР и ЕС.

«В связи с этим, на сегодня нам необходимы торговые агенты в Европе, которые занимались бы поисками новых рынков сбыта и партнеров для наших предпринимателей. К большому сожалению, во многих дипмиссиях Кыргызстана в Европе совсем небольшой штат, зачастую они не успевают выполнять свои прямые обязанности, не говоря о поисках рынков сбыта. Кроме этого у наших предпринимателей, мало знания об условиях ведения бизнеса в Европе – какие у них требования, стандарты и разного рода документации. А торговый агент, мог бы напрямую этим заниматься, находить партнеров для наших торговцев, консультировать их, в целом служить мостом между ними», - сказал депутат.

А.Нурбаев также подчеркнул, что данное предложение было уже озвучено в комитете при рассмотрении бюджета месяц назад. «В данное время в МИДе, об этом думают, рассматривают возможные варианты. А существующее агентство по продвижению инвестиций при Минэкономе, акцентируется больше на уже поступивших инвестициях. Создать новые штаты в дипмиссиях Европы можно постановлением правительства. А для контроля деятельности дипмиссий, необходимо, что бы они сдавали годовой отчет о проделанной работе, основываясь на реальных цифрах – сколько было найдено новых рынков сбыта, на какую сумму, и так далее. При эффективном исполнении своих обязательств, шансы на увеличение объемов экспорта в страны Европы большие, ведь нам есть, что предложить Европе», - заключил Нурбаев.

Такую идею депутата, эксперты в сфере бизнеса и экономики, поддерживают. Но при этом отмечают, что в основную задачу дипмиссий, и так входит налаживание торгово-экономических отношений между странами.

По словам, председателя правления МКА Финансовый Фонд «БТ Инновейшнс» Тилека Ашимова, торговые агенты в Европе нужны, но необходимо посчитать все убытки, которые будут для этого требоваться.

«Сама по себе мысль интересная. Торговые агенты, конечно нужны, поскольку мы имеем статус ВСП+ для торговли со странами Европы. Также данный вопрос важен для кыргызских предпринимателей и нашей продукции. Но, создание новых рабочих мест в дипмиссиях, требуют затрат из госбюджета. Если все требуемые для этого расходы рационально посчитать и удостоверится в эффективности их деятельности, то конечно можно создать таких работников. Кроме этого у нас есть мощный инструмент как Торгово-промышленная палата, которая занимается такой деятельностью и имеет определенный опыт. Можно сделать так, что бы Торгово-промышленная палата имела своих представителей в каждой дипмиссии виде торговых агентов. Важно отметить, что у послов есть советники, которые напрямую должны заниматься такими вопросами», - считает Ашимов.

Между тем, экономист Сергей Понамарев отметил, что для увеличения экспорта в Европу необходимо подойти комплексно, в числе которых и наличие торговых представителей. Кроме этого эксперт также, считает, что каждое посольство должна напрямую заниматься развитием и налаживанием торгово-экономических отношений.

«На деле же мы видим немного другую ситуацию, когда посольства больше заняты другими направлениями двусторонних отношений. В связи с этим необходимо прописывать критерии оценки деятельности дипмиссий. Наряду с этим, известно, что в Европе у наших посольств небольшие штаты. С этой точки зрения, конечно торговые агенты там нужны. Поскольку, европейский рынок, привлекателен», - сказал экономист.

По его словам, за последние годы в КР наблюдается рост в переработке сельского хозяйства, самое главное страна обладает экологически чистыми продуктами, которые могут найти своих покупателей в Европе.

«Но, конечно, наши предприниматели слабо ознакомлены, с условиями Европейских партнеров. Помимо этого, здесь требуются юридические знания, при подписании тех или иных контрактов. Потому что условия работы, партнеры из Европы могут предлагать разные. К примеру, в Австрии есть торговые сети, которые проводят оплату за поставленный товар только через полгода. Здесь возникает вопрос, готовы ли наши предприниматели работать в таких условиях? Кроме этого, несмотря на экологическую чистоту кыргызских продуктов, в Европе большую роль играет бренд товара. Когда покупатель заходит в торговые центры, они сразу обращают внимание уже на более известные бренды, на этом фоне менее известные кыргызские товары могут оказаться не совсем продаваемыми. Поэтому при экспорте в Европу, Кыргызстану в частности правительству, необходимо выработать комплекс мер - от содействия в рекламе и создания бренда, вплоть до юридического сопровождения», - говорит С.Понамарев.

Он также подчеркнул, что при отправке торговых агентов, необходимо оценивать их проделанную работу за год, и по ее результатам делать выводы, если же результаты не впечатляют, то как посол, так и торговый агент должны покинуть посты. «Поскольку, такой проект требует немалых затрат, которая должна не только оправдывать себя, но и приносить прибыль и пользу государству», - заключил экономист.

ИАЦ «Кабар»
Аман Алымбеков

Комментарии

Оставить комментарий