Бишкек, 06.01.21 /Кабар/. Кажется, каждое новое исследование по социальной мобильности продолжает подрывать накрепко сложившиеся у американцев представления о меритократии; находится все больше доказательств того, что жизнь с комфортом является уделом победителей лотереи, которую у социологов принято называть случайностью рождения. Однако в последнее время выдвигаются предложения о том, что результатами этой лотереи можно манипулировать, даже когда мелькающие шарики для пинг-понга уже составили свою последовательность.
В итоге значение — и решающее — обретает среда, а она представляет собой нечто, поддающееся контролю. Так, в результате одного из исследований Гарвардского университета было обнаружено, что перемещение бедных семей в более благоприятные кварталы значительно увеличивает шансы детей в последствии выбраться из нищеты, пишет ИноСМИ.ру в переводе статьи "How Rich People Raise Rich Kids" американского издания The Atlantic .
В то время как хорошо известно, что дети богатых родителей, вырастая, как правило, становятся состоятельными людьми, исследователи до сих пор пытаются разобраться, как и почему это происходит. Возможно, они добиваются привилегированного финансового положения, поскольку генетически наследуют определенные навыки и предпочтения, такие как склонность откладывать деньги и делать сбережения. Или, может, это связано в основном с тем, что богатые родители больше инвестируют в образование своих детей и помогают им найти хорошо оплачиваемую работу. Что же это: наследственность или воспитание?
Недавнее исследование, проведенное экономистами Техасского университета в Остине, Дублинского университетского колледжа и Лундского университета (Швеция), предлагает свою гипотезу. Ученые проанализировали капитал взрослых шведов, родившихся в 1950-е, 60-е, и 70-е годы и выросших в приемных семьях, а затем сравнили эти показатели с капиталом их родителей, как биологических, так и приемных. (В середине века в Швеции усыновления проводились через государство, которое имеет в своем распоряжении данные обо всех участниках процесса, что вполне в обычаях данной страны, где существует реестр благосостояния, отслеживающий активы всех своих граждан).
Если говорить коротко, исследователи обнаружили, что среда играет преобладающую роль. Для детей, которые были воспитаны своими биологическими родителями, соответствие между богатством родителей и их собственным потенциальным финансовым состоянием было достаточно высоким — и составило 0,33. (Нулевой показатель этой корреляции означает, что финансовая состоятельность родителей не имеет никакого отношения к богатству их детей, а корреляция, равная единице, обозначает их идентичность). В случае приемных детей показатели корреляции оказались иными: между усыновленным детьми и их биологическими родителями он был ниже (лишь 0,13), в то время как между детьми и их приемными родителями он оказался средним (около 0,23). Эти цифры свидетельствуют о том, что дети, воспитывавшиеся в зажиточных семьях, обязаны своим будущим финансовым успехом скорее домашнему укладу, при котором они росли, нежели врожденным способностям.
Итак, что же именно определяет финансовое благосостояние тех, кто воспитывался в богатых семьях? При более пристальном рассмотрении собранные данные рождают предположения, но ни одно из них не является до конца убедительным. Наиболее вероятное из них было выдвинуто исследователями и заключается в том, что, на удивление, финансовый успех не связан с обучением детей выгодно покупать и продавать акции, с предоставлением им полезных профессиональных контактов или платной учебой в частных школах. Вместо того, возможно, большее значение имеет тот факт, что у детей богатых родителей развивается навык экономить деньги. Или, как говорят исследователи, даже проще: богатые родители дают своим детям больше денег (в том числе и на выплату кредитов).
Данное исследование имеет свои недостатки, самый крупный из которых состоит в том, что биологические и приемные родители, как правило, принадлежат к разным слоям общества. Так, доходы биологических родителей в среднем составляли около 36 тысяч долларов, в то время как у приемных родителей этот показатель в среднем доходил до 122 тысяч. (Оба показателя представлены в сегодняшних долларах). Таким образом, в то время как исследователи проводили анализ того, что происходит, когда ребенок из бедной семьи воспитывается у богатых родителей, они не исследовали обратную ситуацию — финансовые успехи детей, рожденных богатыми родителями, но выросших в бедности.
Тем не менее, со всей справедливостью можно сказать, что данное исследование описывает динамику, которая наблюдается и в США, где средний капитал богатых семей за последние три десятилетия почти что удвоился, а доходы менее обеспеченных семей за тот же период времени уменьшились. Швеция, с ее относительно щедрыми пенсиями и высокими налоговыми ставками, возможно, не является идеальным аналогом США, но и не отстоит слишком далеко. (И, кроме того, шансы социальной мобильности в Швеции, по всей вероятности, настолько же низкие, как и в США). В этом случае, похоже, что в этой скандинавской стране предположительно эгалитарная лотерея при рождении подвержена подтасовке в не меньшей мере, чем в США.
Комментарии
Оставить комментарий