• 86.5
  • 91.44
  • 0.87
  • 0.17

Стратегия совершенствования законодательства Кыргызстана о выборах на 2018-2020 гг.

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 06.11.18 /Кабар/. В демократическом государстве эффективность и стабильность функционирования государственных органов зависит от легитимности избираемых органов, которым граждане через выборы доверяют право управлять страной.

Выборы являются одним из основных инструментов реализации народовластия и выражения общественного мнения, обеспечения стабильности и эффективности функционирования государственного механизма. Власть, формируемая через честные, справедливые и конкурентные выборы, будет крепкой и заслуживающей доверия в глазах избирателей и признанной среди международного сообщества.

Основой честных и прозрачных выборов государственных органов и органов местного самоуправления является эффективное и ясное законодательство, наиболее полно обеспечивающее избирательные права граждан и разработанное с учетом международного и национального опыта.

В настоящее время избирательная система Кыргызской Республики находится на том этапе своего развития, когда по новой избирательной модели завершился целый рабочий цикл, связанный с выборами депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в 2015 году, выборами депутатов местных кенешей, проведением референдума в 2016 году и выборами Президента Кыргызской Республики в 2017 году.

Проведение выборов по новой модели стало возможным благодаря целому ряду шагов и действий, которые были предприняты государством и обществом, в целях обеспечения избирательных прав граждан, проведения честных, открытых, справедливых, конкурентных выборов.

Введенные новые технологии позволили полностью искоренить методы фальсификации голосования, такие как массовые вбросы бюллетеней в урну и «карусели». Результаты выборов стали известны с вероятностью до 95% в течение двух часов после окончания голосования.

Прошедшие в октябре 2017 года выборы Президента Кыргызской Республики показали, что обеспечена полная достоверность и высокая прозрачность выборов, что стало основой повышения доверия избирателей к процессу голосования и подведению итогов голосования, основой повышения конкурентности выборов.

После каждых выборов, начиная с первой апробации выборной модели в 2015 году проводился анализ недостатков, которые имели место на практике, замечаний, содержащихся в отчетах наблюдателей и принимались меры законодательного, организационного и технического характера.

С 2015 по 2017 годы выборы по новой модели проходили ежегодно — включая проведение впервые в один день голосования на референдуме и выборах местных кенешей в 2016 году — и несмотря на то, что времени между выборами было крайне мало, тем не менее, благодаря тесному взаимодействию Рабочей группы с Жогорку Кенешем, были своевременно приняты необходимые изменения в законодательство на каждом этапе и для каждого уровня выборов и референдума. Они в основном были ориентированы на внедрение новых процедур выборов и устранение отдельных несовершенств законодательства.

Отмечая значительные успехи избирательной реформы в Кыргызской Республике, которые были признаны и высоко оценены гражданами внутри страны и международным сообществом, вместе с тем, в избирательном процессе имеются определенные проблемы и недостатки, связанные прежде всего с регулированием комплекса правовых отношений, возникающих между участниками избирательного процесса.

Новый избирательный цикл начнется в Кыргызстане в 2020 году — состоятся очередные парламентские выборы и выборы депутатов местных кенешей, в 2023 году — выборы Президента Кыргызской Республики.

Государственным органам, в сотрудничестве с гражданским сектором и международными партнерами необходимо эффективно использовать текущий трехлетний межвыборный период для глубокого системного анализа, устранения не только отдельных несовершенств действующих законов, но и для выработки и принятия новых законов и практических мер, которые будут способствовать:

Лучшей реализации избирательных прав граждан — как активного права на свободное волеизъявление, так и пассивного права быть избранным, через создание четких и равных правил участия всех субъектов в выборах всех уровней и усиление взаимодействия и ответственности госорганов, и должностных лиц в выборном процессе, призванных обеспечивать избирательные права граждан;

Укреплению парламентаризма через создание правовых условий для развития партий парламентского типа, как институтов выражения интересов граждан и институтов формирования представительных органов;

Изменениям, которые в совокупности будут улучшать организацию и финансирование выборов, безопасность выборов и борьбу с нарушениями в их процессе.

В совокупности, стоит задача сделать все возможное, чтобы закрепить и сделать устойчивым заданный вектор реформирования избирательной системы в сторону повышения инклюзивности, прозрачности, законности и демократичности выборов.

В этой связи, в целях дальнейшего совершенствования избирательного права и процесса, необходимо определить и реализовать долгосрочные и краткосрочные цели и задачи — на основе внутреннего и внешнего анализа и мониторинга, ориентируясь на требования избирателей.

Настоящая Стратегия совершенствования законодательства Кыргызской Республики о выборах на 2018–2020 годы представляет собой всесторонний комплексный выбор целей и путей их достижения; документ, где сформулированы основные долгосрочные и краткосрочные цели и задачи, мероприятия, включающие необходимые изменения избирательного законодательства, отдельные практические меры по улучшению организационно-технического обеспечения избирательного процесса, а также индикаторы достижения целей на планируемый период.

Её реализация должна стать основой для совершенствования соблюдения избирательных прав граждан, равных условий для кандидатов и политических партий и проведения в Кыргызстане свободных демократических выборов.

Комментарии

Оставить комментарий