Интернет-опросы весьма распространенный способ определения настроений в обществе по тому или иному вопросу. Замеры температуры восприятия гражданами различных предложений или инициатив проводятся как в маркетинговых целях, так и в политической среде. Не секрет, что такие технологии неплохо работают в спокойной и здоровой обстановке, но при этом в токсичной атмосфере результаты виртуального плебисцита, мягко говоря, доверия не вызывают.
Как раз на этой почве у зампреда правительства Эдиля Байсалова возникли вопросы к одному из информационных ресурсов, где респондентам предлагается оценить работу Садыра Жапарова на посту президента. Неверное нет большого смысла обсуждать даже какие-то промежуточные итоги голосования, так как законы жанра, по которым работают все СМИ Кыргызстана, заранее предполагают определенный исход. Это ведь очевидные вещи, и дело даже не в подтасовке результатов (когда по истечении времени можно голосовать несколько раз и сменив IP-адрес кликать на нужные ответы без ограничений) - какова информационная политика таков и результат. Если сама редакция ловит свои собственные рейтинги за счет сенсационности и скандальности, то и постоянная аудитория этого ресурса имеет свои характерные черты. Если же жести и истерик на страницах издания нет, то соответственно и число читателей у этого сайта поменьше, да и их настроения менее радикальны. Это данность, такая, какая она есть. Так всегда было и будет.
Как раз на этом заострил свое внимание Эдиль Байсалов. Он высказал не самое хорошее мнение как по поводу методики проведения опроса, так и в связи с его предопределенностью. Чтобы доказать обратное, вице-премьер написал пост и подкрепил его данными других исследований, которые с точки зрения объективности, выявили более реалистичный срез настроений в обществе.
Политолог Шерадил Бактыгулов считает, что к интернет-опросам, появляющимся на страницах местных изданий, нужно относится попроще и спокойнее. «У любого сайта есть свой круг определенных читателей, которые придерживаются принципа общности мнений, поэтому самое слабое место в таких опросах это репрезентативность. Поэтому интеренет-опросы представляют настроения достаточно узкой группы людей. Стоит обратить внимание и на то, что в серьезных изданиях всегда дается только три варианта ответов - «да», «нет», «воздержался (не знаю)». А в наших изданиях, как правило, представлена широкая вариативность ответов. Например, если нужно собрать негативные мнения и оценки, выставляется один вариант ответа, а условно позитивные или нейтральные размазываются по трем или четырем позициям – «не определился», «затрудняюсь ответить», «поддерживаю частично» и так далее. И самое главное в интернет-рейтингах местных СМИ нет никакого анализа. Проще говоря, все нормальные опросы основываются на научном подходе, эта наука называется социология и изучает общество и общественное мнение. Поэтому, то, что мы видим на сайтах, это не уровень», - заключил политолог.
Наверное, все помнят какими чудесами иногда заканчиваются интеренет-опросы, например, в преддверии выборов. За одну ночь с большим отрывом успевают полидировать все по очереди, но в нужный день неизменно побеждает тот, кто больше всего рекламных баннеров на сайте разместил. И это тоже данность. Такая, какая есть.
Кирилл Степанюк
Комментарии
Оставить комментарий